Сроки исполнения поручения Председателя Правительства РФ по приведению в порядок системы общего образования становятся все более нереальными
По плану правительства, выделившего Смоленской области на очередную «школьную реформу» субсидию в 146, 342 млн. руб., к 2013 году в нашем регионе должна быть сформирована сеть из базовых школ и их филиальной сети.
Сегодня на территории региона продолжают работать 390 сельских школ, из которых 362 относятся к малокомплектным. Учатся в них всего 15 процентов от общего числа школьников. Учитывая то, что села продолжают вымирать, детей там становится все меньше, а выпускники вузов с педагогическими дипломами не очень-то стремятся поехать туда работать, модернизацию образования можно считать вынужденной мерой. Вряд ли стоит оглядываться назад и строить иллюзии по поводу того, что с сохранением школ (в любом виде) мы предотвращаем вымирание деревни. Как показывает практика, почти никто из сельских выпускников не остается жить и работать на малой родине. А вот о том, что качество образования у них сильно хромает, говорят почти все руководители учебных заведений, от ПТУ до вузов.
Цель, преследуемая модернизацией, проста: надо создать условия для качественного обучения и воспитания детей. Для этого необходимо развить школьную инфраструктуру и обеспечить учеников из отдаленных сел автобусом. И в числе приоритетных задач - повышение фонда заработной платы учителей с 1 сентября этого года на 30 процентов.
При этом школа должна стать экономичной, хорошо укомплектованной учебной литературой и современной компьютерной техникой, учебно-наглядным, учебно-производственным, спортивным оборудованием, а также комплектами для столовых и медицинских кабинетов. Отчасти правительственная субсидия предназначена и на эти цели. Еще деньги можно использовать на покупку школьных автобусов, пополнение фондов библиотек, текущий ремонт зданий и подготовку их к установке оборудования, повышение квалификации директоров и учителей, внедрение дистанционного обучения и мероприятий по энергосбережению. Одной из наиболее «тяжелых» статей расходов продолжает оставаться содержание технического персонала. Эти должности предложено вывести за штат, организовав специальное предприятие для обслуживания учебных учреждений. По замыслу авторов модернизации, должна получиться структура, напоминающая ныне действующую централизованную бухгалтерию. Но пока остаются вопросы, даст ли это реальную экономию и улучшит ли качество обслуживания?
По-видимому, в 16 муниципалитетах ответы на них не найдены, поэтому и создание таких учреждений там не планируется. Далеко не повсеместно идет создание филиальной сети. Кое-где главы муниципальных образований отнеслись к этому формально, отодвинув школьные проблемы ближе к августу. Из-за этого в регионе по-прежнему остается большое количество «малокомплекток», в которых один учитель ведет сразу несколько предметов, никак не отвечая за качество преподавания. На сегодняшний день готовыми к модернизации системы общего образования признаны 20 муниципалитетов. Естественно, федеральные деньги сначала будут направлены именно туда. Как выйдут из положения остальные районы, остается только гадать. Для них с каждым днем сроки исполнения поручения Председателя Правительства РФ Путина по приведению в порядок системы общего образования становятся все более нереальными. И все ощутимее тяжесть тех последствий, которых не миновать, если с прохладцей относиться к своим прямым обязанностям.