Как аэрографом расписать гитару
Аэрография – это живописная техника, позволяющая при помощи такого инструмента, как аэрограф, подающего сжатый воздух, наносить краситель на поверхность. Определение же названия профессии художника, работающего в технике аэрографии, вызывает споры и среди самих художников… О правильном названии профессии, обо всех тонкостях этого непростого занятия "СГ" расспросила человека, который имеет к аэрографии непосредственное отношение и является одним из немногих, а быть может, и единственным специалистом такого рода в Смоленске. Мы застали его в очень значимый момент жизни: достроена своя окрасочная камера, которая была сделана с учётом международных требований.
– Александр, как ты сам себя предпочитаешь называть: аэрографист, аэрографщик, художник декоративной росписи по металлу?.. Может, предложишь свой вариант?
– Название здесь – не самое главное, тем более что суть от этого не меняется. Для меня главное, что я занимаюсь любимым делом. Мне 24 года, и специального художественного образования я пока не имею. По профессии вообще эколог – закончил естественно-географический факультет нашего СмолГУ. Но, как видите, деятельность моя далека от полученной профессии. А просто рисовать я начал ещё в школе, на уроках алгебры, которые оказывались очень продуктивными. Аэрограф же купил для эксперимента – просто было очень интересно: каково освоить новую технику, которая, как говорят, далеко не из простых? И инструмент лёг мне в руку, оказалось, что техника не так уж и сложна, при этом она открывает огромное количество возможностей: аэрограф позволяет регулировать толщину подачи краски, прописывать рисунки до тонкостей, с плавными переходами и тенями.
– Давно это искусство появилось?
– Должен сказать, что был очень удивлён, узнав, насколько это древнее искусство – ещё 7300 лет назад на территории нынешней Аргентины художники выдували на скалы пигмент из полой кости для создания плавных переходов. Наибольшее распространение техника получила на рубеже XIX и XX веков, сначала её использовали для создания цветных фотографий – по сути дела для раскрашивания чёрно-белых, а затем уже в иных масштабах при производстве плакатов, листовок, журналов.
– То есть создание рисунка возможно практически на любой поверхности?
– Это действительно так. Конечно, сначала поверхность подвергается специальной обработке, а далее разрисовать можно всё что угодно – от компьютерной мышки до автомобиля.
– А где можно встретить твои творения?
– Чаще всего в Москве, ведь в Смоленске с аэрографией туго, потому что удовольствие это не из дешёвых. А самое дальнее место, пожалуй, Австрия, куда уехал мой друг вместе с расписанной гитарой.
– Какие рисунки пользуются наибольшей популярностью? Бывает такое, что просят нарисовать "что-нибудь"?
– К сожалению, бывает, и должен сказать, что "что-нибудь" – это самая большая проблема. Люди любят делать рисунки, связанные со знаками Зодиака, есть определённое неравнодушие к фантастике. Мой первый рисунок на собственной машине – персонаж из фильма "Хищник". В ходе его исполнения я заметил, что за любимым делом не устаёшь, даже простояв на ногах 11 часов. Если говорить об автомобиле, то здесь с особенной тщательностью нужно подбирать цвета, чтобы это не выглядело аляповато и чтобы не возникало проблем с регистрацией.
– Какие трудности возникают непосредственно при выполнении сюжета? И сколько на него в среднем уходит времени?
– От нескольких дней до месяца, в зависимости от сложности и объёма работы. Самая трудная часть – подготовка трафаретов, этот процесс чем-то похож на действия закройщика, ведь момент непосредственно разрисовки не является самым основным. Процесс покрытия лаком, который проходит в две стадии и после которого рисунок "оживает", начинает "играть", тоже очень важен и непрост. Нельзя забывать и о том, что ошибки очень дорого стоят в аэрографии и практически недопустимы.
– А чем ещё аэромастера увлекаются в свободное от аэрографии время?
– Не смогу ответить за всех, конечно. Но я, помимо давнего увлечения автомобилями (наш собеседник – член смоленского автоклуба "4х4"), недавно увлёкся свободным погружением и даже приобрёл себе гидрокостюм, чтобы на глубине пяти метров не становилось холодно. В общем и целом я просто за активный отдых. Недавно одноклассница спросила меня: "А что хорошего в езде по непролазным топям? В гонках? Зачем это нужно?" У меня в таких случаях возникает закономерный вопрос: "А зачем люди ходят в горы?" В первую очередь, чтобы проверить себя и чтобы не сидеть на месте.