«Цитадель» гораздо удачнее провального «Предстояния»
Как и в случае с «Предстоянием», не верьте чужим отзывам – сходите в кино сами, посмотрите «Цитадель» на большом экране! Составьте собственное мнение, вглядитесь в эти лица!..
На мой частный взгляд, «Цитадель» гораздо удачнее провального «Предстояния». Фильм более психологический, нежели батальный, и Михалкову удаётся сказать много важного о людях на войне, о добре и зле, о подвиге и предательстве. Фильм получился выдающийся! Он заставляет страдать зрителя, и это очищает душу. Беда в том, что жить после ТАКОГО кино, увы, не хочется!
Я понимаю, что большой художник спешит сказать правду о войне, которая была немыслима и 50, и 40, и даже 30 лет назад, однако во всём нужно знать меру. Советские люди и советское военное командование в двух фильмах Михалкова гораздо хуже агрессоров – хуже немцев, хуже нацистов. Мы – людоеды, если непредвзято смотреть всю трилогию «Утомлённые солнцем». Мы – проклятые. И это – не Победа. Такой ценой – не Победа!..
В притче возможны любые аллегории, но вы не сможете объяснить школьнику, не сведя его с ума, почему советские люди идут на штурм крепости с древками от лопат. Ничего, кроме презрения, такая Родина у него не вызовет. Да и у любого взрослого человека! Смотрите, немцы отказываются выступать палачами. Цитадель губит чудо. Советская армия воевать не способна. Её командиры – мясники и душегубы, запятнавшие себя со времён гражданской войны. Сталин для устрашения всего мира придумывает такие изуверские ходы, которых на самом деле не было. Вот цена вымысла: проклятие. Зрители будут проклинать прошлое своей страны, подвиг дедов и прадедов становится бессмысленным и постыдным. Нужно ли такое кино?! Нужна ли выдуманная правда такой ценой?? Что это за чудовищная «десталинизация», которая учит людей презрению и ненависти к самим себе?? Мы, выходит, воевали не с немцами, а с самим собой. Мы бились с собственным начальством, с кровожадными «особистами» и заградотрядами. Немцы только давали советским извергам повод изничтожать свой народ. Так отнимают Победу. Увы, Никита Сергеевич выступил со стороны врагов России. Искренне уверен – сам того не желая.
Я бы сказал, что «Андрей Рублёв» – тоже очень жестокий фильм, и он убивает – почти убивает! – всякую надежду. Жизнь предстаёт чередой мытарств, горестей и страданий на пути к Богу. А в «Цитадели» уже и Бога нет – Михалков эту тему почти удалил, видимо, натерпевшись от критиков «Предстояния».
Во всех фильмах «Утомлённые солнцем» предают друг друга все и по нескольку раз. Правда, неохотно. Предав, спасаются бегством. Или стреляются. В эпилоге много претерпевшая Надя Котова прощает слабоумного немца, которого защищает сердобольная русская крестьянка. А у зрителя и нет ненависти к немцам – они в этом фильме наименьшее зло. Убивать гитлеровца не за что. С Днём Победы, россияне?
Сергей ЛЮБИМОВ
Мы разместили эту реплику на «Смоленском форуме» и вот какой отклик получили:
У меня от просмотра «Цитадели» осталось очень странное чувство. Впрочем, такое чувство у меня возникает после просмотра большинства современных отечественных фильмов. Поясню. В России всегда было особое отношение к кино. Особенно в советские времена. Был госзаказ, а значит, на деньги государства режиссер либо занимался пропагандой, либо чистым искусством. Некоторые режиссёры совмещали: вначале занимались пропагандой, чтобы потом было проще заниматься чистым искусством. У зрителей выбор был невелик: они смотрели то, что дают. Тем не менее, публика делилась на два лагеря: эстеты и просто зрители (зеваки), которым всё равно, что смотреть, лишь бы что-то двигалось на экране.
Нынче же мы (имею в виду и создателей кино, и его зрителей) никак не можем определиться с ответом на один вопрос: что же такое для нас кино сегодня? Это развлечение? Вымысел? Правда жизни? Средство зарабатывания денег? Искусство? Пропаганда? Или что-то вообще совсем другое?
В Голливуде с этим давно определились: это развлечение (и отчасти пропаганда), с помощью которого зарабатываются деньги. Для них это индустрия, такая же, как машиностроение или сельское хозяйство.
А для нас это что? Чего мы ждём от кино? И вот до тех пор, пока мы не разберемся с этими вопросами, пока не поймем чего же мы хотим от кино, до тех пор будут появляться такие картины, как «Цитадель».
Я не скажу, что этот фильм плохой – нет. Фильм хороший, в 10000 раз лучше, чем «Гитлер капут», где снялся тот же Павел Деревянко. Но я бы сказал так: «Цитадель» – это фильм очень талантливого и очень растерянного режиссёра, который так же, как и все мы, не знает ответа на эти вопросы. Причём не знает достаточно давно. Все его последние работы очень эклектичны, он пытается заигрывать с совершенно разными (зачастую противоположными) жанрами, а значит и с аудиториями. А это невозможно в принципе. Нельзя сделать Кино для всех. Грубо говоря, Михалков пытается совместить несовместимое. И вот эта его растерянность перед новой российской действительностью прослеживается и в данном фильме.
Причём тут Голливуд? Только слепой не увидел стремления Михалкова поиграть в игру под этим названием. Началось это с «Сибирского цирюльника». Тогда это была первая попытка Никиты Сергеевича соединить USA и USSR. Другими словами студия «ТриТэ» захотела сделать кино а ля американский блокбастер, но на русском материале. Тоже самое и с «Цитаделью», но тут несколько сложнее. Он захотел создать некий обобщенный образ войны. Это, конечно же, чисто американско-голливудский приёмчик. Но тут вышла промашка – мы ещё не готовы воспринимать эту войну в настолько обобщённом виде, чтобы создавать о ней настолько мифологизированные сюжеты. Война по-прежнему для нас вполне конкретна, поэтому мы и сравниваем любой фильм о войне с реальными событиями, происходящими тогда здесь с нашими реальными родственниками – отцами, дедами, бабушками и т.д.
Чтобы было понятнее, приведу простой пример. В сериале «Люди Х» есть эпизод, рассказывающий, что Магнето из концлагеря освободили доблестные американские войска, хотя лагерь находился в Польше. И это никого на Западе не коробит. Никто не возмущается, хотя американцы никогда не воевали в Польше. А вот нас это задевает.
О фильме «Цитадель». Абсолютно уверен, что если бы в титрах фильма режиссёром вместо Михалкова значился бы, скажем, Питер Джексон или на худой конец Спилберг, а вместо «ТриТэ», допустим, «Dreamworks», то фильм был бы объявлен, если не гениальным, то одним из лучших о Второй мировой войне. И получил бы, как минимум, пять «Оскаров!»: за режиссуру, за роль первого плана, за сценарий, за роль второго плана и за музыку.
Manfred