Сегодня четверг, 29 августа 2024 года.

Поиск  

Пример: 38   
20 апреля 2011 года   |   www.smolensk-i.ru   |   Обсудить

Алексей Мурыгин: «Наш учительский корпус — один из самых опытных»

Евгений ВАНИФАТОВ

Мы готовили к печати это интервью начальника департамента Смоленской области по образованию и науке Алексея Мурыгина ничуть не подозревая, что отдельные его темы, такие как проблема нехватки детских садов или уровень заработной платы педагогов внезапно и вдруг появятся на общероссийской повестке дня.

4 апреля премьер-министр Владимир Путин распорядился довести заработную плату учителей до средней зарплаты в конкретном регионе, предложив правительству разработать соответствующую двухлетнюю программу по развитию образования. И подхватив слова главы кабинета министров, все дружно заговорили о повышении зарплаты учителей на тридцать процентов.

11 апреля президент Дмитрий Медведев на встрече с губернатором Сергеем Антуфьевым предупредил глав регионов и муниципалитетов о личной ответственности за состояние детских садов, подчеркнув, что «детские сады — не те объекты, в которые нужно вкладывать средства во вторую или третью очередь». И, подхватив слова главы государства, все так же дружно заговорили о том, что не сегодня-завтра в Смоленске начнется массовое строительство детских садов.

Что же, тем интереснее: интервью, записанное до перечисленных выше событий, объективно лишено фанатизма, присущего чиновнику, выступающему пост–фактум.

— Алексей Сергеевич, летом прошлого года, вступив в должность начальника департамента, вы заявили о необходимости проведения реформ в этом ведомстве. Удалось?

— В первую очередь мое заявление касалось самой структуры департамента, которая была далека от совершенства. Многие вопросы сферы образования, являющиеся приоритетными, не имели в ней своего отражения. В частности, информационными технологиями — интернетом в образовательных учреждениях, переводом государственных услуг в электронную форму предоставления, дистанционным обучением детей–инвалидов — занимался всего лишь один специалист, и то — по совместительству.

В непосредственном подчинении департамента находятся 62 образовательных учреждения, кроме того мы отвечаем за подготовку к началу учебного года 494 муниципальных школ, более 269 детских садов, а также муниципальных учреждений дополнительного образования. Но и это еще не все. Приходится плотно заниматься и своего рода хозяйственной работой, отслеживать подготовку и проверку систем отопления, электроснабжения, пожарной безопасности учреждений образования. Очевидно, что для осуществления должного контроля и надзора за ремонтными работами и техсостоянием учреждений в структуре департамента должен присутствовать соответствующий отдел.

Эти и иные проблемы неоднократно обсуждались с губернатором, и, как результат, внесены изменения в структуру департамента. Новая структура позволит усилить работу по указанным направлениям. Появился отдел материально–технического надзора и строительства, который будет заниматься обеспечением учреждений топливом, согласованием смет и проведением капитальных и текущих ремонтов, реализацией программ пожарной безопасности и энергосбережения. Создан новый сектор по внедрению информационных технологий в сфере образования. Отдельное внимание будет уделено вопросам обеспечения жильем детей–сирот и организацией работы органов опеки и попечительства, семейному устройству детей.

— Что мешало перестроить работу ранее?

— За своих предшественников сказать не могу, однако еще в прошлом году, с моим приходом, фактически они были перестроены. Сегодня же мы говорим о юридическом изменении структуры, согласование которой шло довольно долго в связи с процессом сокращения штатов органов исполнительной власти. Да и вообще, нельзя принимать решения, размахивая шашкой. Решения должны быть обдуманными и взвешенными.

— Вы говорите об усилении работ по внедрению информационных технологий. Во всех ли школах Смоленщины имеется возможность пользования интернетом?

— Можно констатировать, что во всех. Вместе с тем не могу не сказать о существовании объективной причины, тормозящей дальнейшую «интернетизацию» смоленских школ, а именно, о низкой скорости передачи данных используемых каналов связи. К примеру, в рамках программы дистанционного обучения детей–инвалидов это одна из самых существенных проблем. Мы заключаем соглашение с минобрнауки о выделении финансов для приобретения компьютерного оборудования, но в силу указанной причины не можем исполнить его в полной мере. Во многих сельских населенных пунктах, где живут дети–инвалиды, вообще нет высокоскоростных каналов связи, и нам не остается ничего иного, кроме как установки спутникового оборудования, которое, к сожалению, тоже не обеспечивает высокой скорости доступа.

— Я, признаться, подозревал о такой проблеме.

— Вот видите, несмотря на кажущуюся близость к Москве, телекоммуникации Смоленской области оставляют желать лучшего. Для решения этой проблемы создана и работает группа под руководством вице–губернатора Лопашинова, в ее состав входят представители операторов сотовой связи и интернет–провайдеров. По каждому конкретному учреждению мы ищем способ его наиболее эффективного подключения к интернету.

— Насколько широко используется интернет в учебном процессе там, где отсутствует проблема доступа?

— Первое знакомство с интернетом ребята получают в рамках предмета «информатика», на занятиях которым они, собственно, обучаются работе с компьютером и пользованию базовыми возможностями интернета: отправке почты, просмотру веб–сайтов, работе с поисковыми системами. Используется интернет и в рамках проекта по внедрению электронного дневника или электронного журнала, причем, возможны различные варианты такого ноу–хау.

Например, в 26–й средней школе Смоленска родители заключили соглашение о рассылке sms с информацией об оценках учеников, данных по домашним заданиям, расписании. Можно доводить аналогичную информацию до родителей и путем рассылки по электронной почте. Конечно же, с согласия родителей.

— В каком возрасте образовательный процесс разрешает ребенку включить «голубой экран монитора»?

— Экспериментальный образовательный стандарт начальной школы, который сегодня внедряется в 49 образовательных учреждениях, предполагает знакомство с компьютерными технологиями с первых классов. Ребятам постарше даются задания по подготовке различных докладов с использованием интернет–ресурсов. Поэтому молодое поколение должно быть с высокими технологиями на «ты».

— И даже в сельских школах?

— В сельских школах доступ в интернет в присутствии учителя есть практически в течение всего школьного дня. Однако, как я уже говорил, во многих сельских школах канал доступа слабый, соединение с аналоговыми станциями модемное, и это не позволяет в полной мере реализовать все возможности.

— Допустим, проблема скоростного доступа в интернет решена. Возникает следующий вопрос: все ли профильные преподаватели не только не боятся, но и способны обучать школьников компьютерным технологиям?

— Я не слышал ни об одном случае, когда в отношении какого–либо профильного учителя было сказано о его некомпетентности.

— Просто преподавателям «за пятьдесят», очевидно, сложнее понять и освоить как сами высокие технологии, так и новые методики преподавания. Не так ли?

— Не думаю, что учителя испытывают какой–либо страх перед новыми технологиями. Если вы помните, то в рамках модернизации системы образования с 2006 года работала программа по компьютеризации школ, и сегодня практически все они имеют не только компьютерные классы, но интерактивные доски в кабинетах физики, химии, биологии и других. А работа с интерактивными досками без знания компьютера просто невозможна.

— Сформулирую вопрос иначе: возьметесь оценить качество учительского корпуса?

— Возьмусь, и охотно. Учительский корпус оцениваю как один из самых опытных и подготовленных. И тому можно привести немало подтверждений. Например, официальная статистика говорит нам о том, что 60 процентов населения Смоленской области удовлетворены системой образования. Кроме того, оценка работы учителя — это качество подготовки учеников. Так вот, в прошлом году 99 процентов учеников сдали ЕГЭ, более половины из них — на 55 баллов и выше. По этому важному показателю мы соответствуем среднероссийскому результату. Так что учителя у нас очень грамотные.

— Один мой коллега обмолвился как–то, что единственный типаж вменяемого педагога в наши дни — молодая девушка, «удачно» вышедшая замуж за обеспеченного мужчину и имеющая возможность искренне заниматься учительством, не обременяя себя мыслями о финансовой стороне вопроса. От себя могу добавить, что срок преподавательской деятельности такого педагога вряд ли будет долог, и закончится либо декретным отпуском либо уходом из профессии по причине угасания интереса.

— Высказывание вашего приятеля содержит в себе, пожалуй, все главные проблемы российского образования. Однако вопрос о вменяемости я предлагаю оставить за скобками нашей беседы. Действительно, кадровый дисбаланс существует, и это не военная тайна. Средний возраст смоленских учителей довольно высок, он составляет 45–50 лет. Ежегодно мы подходим к началу учебного года с полной комплектацией штатов образовательных учреждений, но в течение года, как правило, свободные вакансии появляются. К сожалению, кадровая проблема не обходит образование стороной. Как привлечь молодых педагогов в те же сельские школы? Как вообще максимизировать число выпускников педагогических вузов, начинающих свою трудовую деятельность по специальности? Ответить на эти вопросы может, наверное, каждый россиянин. Как госслужащий могу сказать, что в рамках существующего бюджета молодым учителям предусмотрены дополнительные выплаты к заработной плате в размере двух тысяч рублей (а обладателям красного диплома — в размере трех тысяч). Студенты СмолГУ имеют право на получение губернаторской стипендии, что стимулирует их образовательный процесс. Также прорабатывается вопрос реализации механизма, в соответствии с которым выпускники СмолГУ смогут получать солидную единовременную выплату при условии заключения контракта, обязывающего их отработать пять лет в сельской школе.

— В смоленском регионе учителей готовит только один вуз, СмолГУ?

— Совершенно верно.

— И ежегодный поток…

— Человек двести пятьдесят.

— Из них в профессию уходят…

— Точно не скажу, но мало. И это связано со многими проблемами. Вот, к примеру, директору школы в каком–нибудь районе никто не дает гарантии, что в случае появления свободной вакансии учителя иностранных языков или географии к нему придет молодой специалист. Поэтому директор вынужден сохранять имеющиеся кадры, даже если их возраст выше пенсионного. С другой стороны, для того, чтобы вуз мог планировать распределение или профориентацию, ему нужна оперативная информация о вакансиях. Получается замкнутый круг: одни вакансию не открывают, другие ее не видят. Сегодня я думаю, как решить эту задачу. Возможно, необходимо формирование перспективного плана вакансий всех школ, о котором будет знать вуз.

И, конечно, один из самых важных факторов, который отталкивает молодые кадры от школы — низкий уровень заработной платы. 4 апреля премьер–министр Владимир Владимирович Путин поставил правительству и региональным властям задачу по разработке в кратчайшие сроки программы модернизации образования, главной задачей которой является повышение заработной платы учителей как минимум на 30 процентов. Я уверен, что это позволит решить многие проблемы в системе образования, в том числе и кадровую. В настоящее время мы просчитываем, насколько сопоставимы расходы, которые несут бюджет области и бюджеты муниципальных образований по содержанию общеобразовательных учреждений, обеспечению школ необходимым учебным и технологическим оборудованием, текущим и капитальным ремонтом школ с суммой средств, необходимой для повышения зарплаты учителей на 30 процентов.

— Ранее вы упомянули, что шестьдесят процентов жителей региона удовлетворены системой образования. А остальные сорок, что же, не удовлетворены? Какова самая «больная» проблема по мнению этих сорока процентов?

— Остальные сорок процентов — это совокупность тех, кто оценивает систему образования на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», причем, последних меньше всего. Почему неудовлетворительно? Причины совершенно разные. Одним не нравится, что их чадо учится во вторую смену. Других не устраивают образовательные программы, в чем–то отличные от классических, тех, к которым, видимо, привыкли родители. Третьи не понимают, почему в разных школах различные программы обучения. Четвертые негодуют из–за низких оценок своего ребенка. Могу продолжать этот список достаточно долго…

— Не стоит, пожалуй. На одном из последних заседаний администрации Смоленской области вы озвучили планы по реструктуризации сети образовательных учреждений. Этот вопрос — закрытия сельских школ — воспринимается обществом довольно болезненно уже потому, что само словосочетание «закрытая школа» ассоциируется с регрессом и стагнацией.

— Программа реструктуризации включает в своем составе несколько направлений, одно из которых — закрытие школ, содержание которых является натуральным расточительством для бюджета.

— Вам не кажется, что в большей степени страдает не местная казна, а дети?

— Вы абсолютно правы. Но решение о закрытии школы принимается не иначе как на сходе жителей. Наша задача — предоставить детям этих жителей все условия для нормального продолжения обучения в другой школе. Ведь как зачастую бывает? Учатся в школе четверо, пятеро или семеро разновозрастных (!) ребят, и мы понимаем, что оснастить такую школу всем необходимым оборудованием очень сложно. Можно возразить, мол, в таких случаях учитель работает индивидуально с каждым, и коэффициент полезного действия такого обучения выше. Однако не стоит забывать о том, что школа выполняет также функцию социализации ребенка, обучению его жизни в обществе и общению в коллективе. И объем знаний, получаемый в таких школах, не позволяет социализировать ребенка в полной мере, дав ему все возможности по использованию того же интернета или учебного оборудования. На совещаниях с главами муниципальных образований мы неоднократно ставили акцент на том, что начальная школа должна быть максимально приближена к месту проживания детей. В разрабатываемой программе модернизации образования заложен принцип сохранения малокомплектных школ, а также их преобразования в филиальную сеть крупных базовых школ муниципального района. С целью повышения качества образования в них планируется активно использовать дистанционное обучение.

— Какова дальнейшая судьба зданий, в стенах которых перестает звучать детский смех?

— Мы рекомендуем сохранять здания школ, на базе этих зданий можно откр ывать социокультурные центры, размещая там сельские администрации, клубы, фельдшерско–акушерские пункты, разделяя таким образом расходы по содержанию здания. Это более чем возможно, условия там неплохие, ведь система образования ежегодно вкладывала в них немалые средства в рамках подготовки к началу учебного года.

Если же внимательно посмотреть на динамику рождаемости, нетрудно заметить, что она растет. И если сегодня увеличивается количество детей в детских садах, то два–три года спустя, очевидно, вырастет и количество учеников, и не исключено, что эти здания понадобятся. Поэтому ни в коем случае нельзя поступать с ними так, как в свое время поступили со зданиями детских садов.

— Детские сады — еще одна критическая зона сферы образования. Правильно я понимаю, что наиболее остро эта проблема ощущается в Смоленске?

— Если говорить обо всей Смоленской области, то очередность в дошкольные учреждения составляет около 16 тысяч человек. В абсолютном выражении эта очередь наиболее велика в городе Смоленске — 8,3 тысяч человек. Но если сравнить отношение ее размера к численности населения того или иного города или населенного пункта, то сложная ситуация с очередью в детские сады и в Рославле, и в Вязьме. Наиболее же благополучными являются Сафоново и Десногорск.

— Причина образования очереди везде одинакова?

— Да, причина одна, и связана она с ростом рождаемости. Проблему очереди в детские сады необходимо решать программно–целевым методом. Президент Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию сделал акцент на решении этой проблемы, в рамках последующих поручений правительству и регионам было дано поручение по разработке соответствующей программы. У нас программа разработана и утверждена губернатором, в 2011 году в рамках программы выделены первых 67 миллионов рублей.

Вообще, эта программа состоит из нескольких основных направлений. Одно из них, естественно, строительство детских садов. В настоящее время строится детский садик на проспекте Гагарина, в этом году будем вводить его в эксплуатацию. Появится садик и на улице Марии Октябрьской, надеемся, он тоже примет первых детишек в этом году. На улице Марии Расковой запланировано строительство прогимназии. Еще два детсада планируем начинать строить в следующем году в Ершичском районе и поселке Красный.

Второе направление — реконструкция детских садов, возвращаемых от тех или иных ведомств. В качестве примеров можно привести смоленский детский садик на улице Ломоносова, возвращенный департаментом службы занятости, садик в Богородицком, занятый до последнего времени центром социальной реабилитации детей. Новые ясельные группы открыты в поселках Шаталово и Мурыгино, в ближайших планах — открытие еще одного детского сада в санатории «Борок», возвращенного в муниципальную собственность.

— Многие здания бывших детсадов настолько переоборудованы, что проще и дешевле построить новый сад, нежели реконструировать бывший.

— Вы правы. Необходимо адресно подходить к каждому такому зданию, смотреть, возможна ли здесь реконструкция или нет. Однако позвольте мне рассказать вам довольно интересную вещь. Как правило, с проблемой устройства ребенка в детский сад сталкиваются родители, всенепременно желающие, чтобы их малыш попал туда уже к двум годам. Существующая очередь наполовину состоит из детей в возрасте до полутора лет, поскольку родители становятся на очередь сразу же после рождения. Таким образом, главная ее проблема заключается в недостаточном количестве ясельных групп. Существующие нормы, и требования СанПиН позволяют организовывать ясельные группы на базе благоустроенных квартир первых этажей многоквартирных домов.

— Имеете в виду частные ясли?

— Вовсе нет. Имею в виду расширение ясельных групп существующих ныне муниципальных садиков указанным способом. С организационно–правовой точки зрения такие квартиры будут являться структурными подразделениями ближайшего детского сада. Для создания в многоквартирном доме на базе квартиры ясельной группы есть вся необходимая инфраструктура. Уже выделены 4 миллиона рублей на приобретение таких квартир площадью восемьдесят и более «квадратов». Посему, полагаю, что в течение трех–четырех лет, активно реализуя все перечисленные направления, мы сможем вообще забыть про такое понятие, как «очередь в детский сад».

комментарий

Александр Капустин, уполномоченный по правам человека в Смоленской области:

— Существующая сегодня проблема очередей в детские сады более всего беспокоит малообеспеченные семьи, матерей–одиночек — всех тех, кто работает, но не имеет возможности пригласить к себе домой няню. В этой связи, возможно, стоит рассмотреть вариант, при котором местный бюджет возьмет на себя компенсацию расходов по оплате труда приглашенной няни таким родителям.

Еще в недалеком прошлом население Смоленской области год от года уменьшалось на 12–14 тысяч человек. Столько жителей проживает, например, в Краснинском или Монастырщинском районах. Таким образом, ежегодно Смоленщина теряла целый район.

В настоящее время, по моим данным, убыль населения не превышает 8 тысяч человек в год. О чем это говорит? В первую очередь, о соответствующем увеличении рождаемости. Однако насколько устойчива такая тенденция? Тем более, в свете того факта, что 60 процентов заключаемых браков заканчиваются разводом?..

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Самые свежие новости Смоленска в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
Архив

20 апреля 2011

Замена каждого стекла в новом трамвае обойдется ориентировочно в десять тысяч рублей  667

Предложение взятки гаишнику обернулось для сафоновца штрафом в сумме 110 тысяч рублей  1172

В Смоленске снимут сюжет для телешоу "Хочу знать с Михаилом Ширвиндтом"  837

"Вопли Видоплясова" не решились приехать в Смоленск  708

Смоленская спортсменка Вера Коваль зачислена в состав российской сборной на Чемпионат Европы по дзюдо  1105

Смоленск стал сорок третьим в "Топ-100 лучших городов России" по версии журнала "Коммерсант. Секрет фирмы"  1606

Смоленские налоговики поздравили предпринимателя Сергея Кугелева, ставшего тысячным подателем декларации  952

ЕГЭ начнется в мае  648

Ежегодно в смоленских судах рассматривается около четырехсот дел о лишении родительских прав  784

Виктор КУРАШИН: «На Фрунзе мы планируем применить европейские технологии. В Смоленске так никогда еще не делали»  861

Как записаться на альтернативную службу и когда ждать повестку в армию?  2354

Дорогобужец самовольно присвоил часть леса  999

Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления  2679

Александр Кузнецов: «У нас, если угодно, презумпция инвалидности»  1059

• Алексей Мурыгин: «Наш учительский корпус — один из самых опытных»  790

17 апреля в Смоленске подвели итоги балтийского проекта «Лаборатория дегустации»  650

В Смоленской области установят ограничения для рыбаков  724

20 апреля с официальным визитом в Смоленск прибудет глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин  801

Ирина Никифорович, главврач ОГБУЗ «Перинатальный центр»:Как можно было передавать медицинское оборудование из одного подчинения в другое без зданий, где оно находится?  3471

Алексей Тихонов и Мария Петрова провели мастер-класс в Смоленске  756

На площади Ленина непримиримые политические оппоненты устроили митинги  772

После перерыва на зиму «Smolensk Travel» возобновляет бесплатные пешие экскурсии  659

Начался прием заявок на региональный конкурс «Будущее Смоленщины»  765

Добраться на Покровку или в Ситники на трамвае будет невозможно три месяца  1313

Бэтмен присматривает за Смоленском, с крышы дома №22 по улице Большая Советская  1152

С 11 по 15 апреля в Смоленском государственном университете проходил финал первой Всероссийской Олимпиады школьников по мировой художественной культуре  692

Сезон пыльных бурь в Смоленске можно считать открытым  678

20 апреля, в Смоленске в очередной раз пройдет ежегодный фестиваль видеоприколов «Бугага»  658

Арена смоленского Ледового дворца еще ни разу не принимала такого количества звезд фигурного катания  1160

Все четыре общежития Смоленского государственного университета были признаны «не соответствующими требованиям противопожарной безопасности»  1352

В Смоленской области глава муниципалитета подозревается в коррупции  607

Проект «Стоп, коррупция!» запустило в Смоленске движение «Наши»  682

Православные смоляне отметили Вербное воскресенье  661

Ситуация с уровнем загрязнения атмосферы в Смоленске катастрофическая  933

В Смолоблдуме будет создана рабочая группа для контроля за реализацией региональных программ  638

Досрочная сдача ЕГЭ в Смоленске пройдет с 20 по 30 апреля  903

Использование госсобственности в Смоленском регионе должно быть эффективным  677

Смоленские чиновники обязаны обратить максимум внимания на проблемы ЖКХ  654

В Смоленской академии ПВО прошел семинар, посвященный 50-летию первого полета в космос  708

Если в Смоленске по дорогам еще можно ездить, то состояние сельских дорог за последнее время стало критическим  863

В конце апреля начнет работу популярный фонтан Смоленска в саду Блонье  683

Главный смоленский наркополицейский Александр Митюков: 100 дней в новой должности  1135

25 апреля, в общественной приёмной В.В. Путина состоится приём депутата Государственной Думы Валерия Гладилина  736



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

[email protected]

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)