Сельские музеи Смоленщины выживают только благодаря энтузиастам-хранителям
Когда мы, группа московских журналистов, отправлялись в Смоленскую область, то с сарказмом думали: "Ну чем таким особенным они нас по-соседски могут удивить! Смоленщина - не Камчатка и не Сахалин, москвичами она изъезжена вдоль и поперек…" Но очень скоро, едва наш микроавтобус пересек границу Московской области, мы попали под очарование этой древней, многострадальной и много повидавшей земли.
"Через Смоленск я узнал Россию!"
Смоленщина - идеальное место для того, чтобы приобщиться к истории своей страны. Не зря в свое время патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (до своего избрания на высокий пост Кирилл был митрополитом Смоленским и Калининградским) сказал: "Через Смоленск я и узнал Россию".
Эти слова, видимо, для многих - руководство к действию. По словам заместителя начальника главного управления международных связей, регионального сотрудничества и туризма Смоленской области Ольги Корсак, в год Смоленщину посещают до 300 тысяч туристов. И это только официально подсчитанных - тех, которые останавливались в гостиницах и заказывали экскурсии. Больше всего едут из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и Минска. Бывают и поляки. Правда, повод для их визитов был нерадостным - особенно много их приезжало в Смоленск сразу после прошлогодней трагедии с самолетом польского президента.
Красная, красная кровь…
Смоленщина - это прежде всего история битв, история доблестных побед и горьких поражений. И поляки в XVII веке, и французы в XIX, и немцы в XX шли на завоевание России через Смоленщину. Но победить смолян оказалось не так-то просто. Смоленск жег Наполеон и бомбил Гитлер. 27 месяцев город находился в немецкой оккупации - его освободили только в сентябре 1943 года. К тому времени в Смоленске остались не разрушенными лишь 18 процентов зданий. Все остальные лежали в руинах. Но город находил в себе силы возрождаться буквально из небытия.
И сегодня Великая Отечественная напоминает о себе. "В лес без сопровождающих не ходите, - первым делом предупреждают местные приезжих. - Все в минах и снарядах. Когда поисковики работают, каждый день десятки находят. Постоянно минеров из МЧС вызывают!".
Еще более жуткое напоминание о войне - останки воинов. Больше всего их сегодня находят на Богородицком поле в Вяземском районе. В 1943 году здесь путь немцам к Москве преградила миллионная армия советских войск. В живых осталось лишь 80 тысяч. Старожилы вспоминают: 20 лет после войны здесь не росла трава, настолько земля была пропитана кровью и нашпигована железом от снарядов и бомб. Иеромонах Даниил, настоятель храма Великомученика Федора Стратилата, построенного не так давно на окраине поля, рассказывает, что новые братские могилы здесь появляются постоянно. "В часовне лежат останки, после отпевания похороним", - говорит священник.
Еще одно страшное место на Смоленщине - Соловьева переправа в деревне Соловьево Кардымовского района. Здесь была единственная возможность советским войскам переправиться через Днепр. Летом 1941 года непрерывным потоком здесь двигались машины, пушки, телеги, шли советские войска, спасались от фашистов мирные граждане. И все время с воздуха их бомбили неприятельские самолеты. Днепр был красным от крови. Рассказывают, что когда один немецкий офицер вышел на берег и посмотрел вниз на переправу, он сошел с ума. От ужасной картины, которую увидел. Река была переполнена телами убитых - женщин, детей, стариков. И по ним, как по настилу, шли люди.
Сегодня Соловьева переправа - обычное место: поросший кустарником пологий берег, неспешное течение реки. Летом здесь вовсю купаются местные жители и приезжие дачники. И только памятный знак "Плот" напоминает о страшных событиях 41-го.
Край музейный
Странно, но за 65 лет, прошедших с момента окончания Великой Отечественной, у Соловьевой переправы так и не появилось музея, где бы хранилась память о людях, отдавших жизнь ради спасения своей Родины. Только недавно группа студентов решила на любительских началах организовать музей в здании деревенского ДК. Глава Кардымовского района, молодой, энергичный и недавно назначенный на этот пост Олег Иванов, инициативу ребят поддержал. Только вот хорошо бы поддержать их не только морально, но еще и денег выделить на обустройство того же ДК. А то негоже как-то приглашать гостей в здание, где последний ремонт делался не меньше полувека назад, из потолка которого свисает пакля, а основание сцены в кинозале вкривь и вкось местные умельцы залатали металлическими листами.
В целом же Смоленщина не может посетовать на отсутствие музеев. Почти в каждом районном городе есть свой краеведческий музей (всего их 14). Плюс к этому в области 19 сельских музеев. Каждый из них по своему уникален. Прежде всего тем, что создавался энтузиастами. На энтузиастах же - держался и выживает до сих пор.
В маленьких музеях царит какой-то особый дух. Именно там, разглядывая дотошно и с любовью собранные экспонаты, можно по-настоящему проникнуться духом истории. Одно смущает: долго ли проживут сельские музеи?
Причастие из гагаринского колодца
Город Гжатск (ныне Гагарин) никогда бы не имел шанса на всемирную славу, если бы в нем не суждено было родиться первому космонавту планеты. Кстати, даже местные экскурсоводы точно не могут сказать, где конкретно появился на свет маленький Юра Гагарин. "В Гжатске это было, - говорит экскурсовод в доме-музее Гагарина в городе Гагарине. - Не повитуха роды принимала". Тем не менее малой родиной Юрия Алексеевича официально признано считать деревню Клушино, что в 25 километрах от города.
В Клушине туристов сейчас возят в Дом-музей семьи Гагариных. Небольшой деревенский домик в три окна, состоящий из горницы, спаленки, сеней и помещения для скотины был воссоздан уже в наше время по воспоминаниям местных жителей. Правда, стоит он на том же месте, где в далеком 1933 году отец Юрия Алексеевича местный столяр Алексей Иванович построил для своего семейства настоящую деревенскую избу.
- Это сейчас Клушино в простую деревню превратилось, а когда-то это было большое село, - вспоминает одноклассник Гагарина Евгений Дербенков, который до сих пор живет в Клушине. - В советские годы у нас тут совхоз был - большой, богатый. Естественно, его в честь Гагарина назвали. Огурцы здесь выращивали на продажу. А сейчас….
И Дербенков машет рукой…
В постсоветское время совхоз превратился в акционерное общество. Но просуществовало оно недолго. Огурцы сажать перестали, коров, которые были на фермах, забили на мясо. Сейчас уже нет и ферм: одни развалины, как после бомбежки. Панельные двухэтажки, которые когда-то понастроили для работников совхоза, зияют разбитыми стеклами брошенных квартир.
- Негде у нас тут работать, - говорит старожил Дербенков. - Молодежь вся в Москву уехала, в охране работает.
Те, кто не уехал, трудятся в местной школе, продмаге, Доме культуры, который в честь 50-летия полета человека в Космос даже подремонтировали. Ну, и, конечно же, в Доме-музее семьи Гагариных.
Хотя он, как и сама деревня, переживает сегодня не лучшие времена. Туристов бывает много только в праздники - 9 марта - в День рождения Юрия Алексеевича, и 12 апреля - в День космонавтики. В остальное время музей открыт, только когда туристы приезжают. Билет на экскурсию в Дом-музей в Клушине стоит 15 рублей! Еще за 10 рублей тут можно купить набор открыток, выпущенных в честь легендарного полета в космос, за 40 - магнит на холодильник с изображением клушинского домика или портретом самого Юрия Алексеевича.
Вот на эти деньги музей и умудряется как-то существовать.
- Раньше за год у нас бывали тысячи посетителей, а сейчас приезжают только те люди, которым действительно хочется узнать что-то новое о Гагарине, увидеть своими глазами то место, где он делал первые шаги и где мальчишкой вместе с родителями спасался от фашистских налетов в землянке, - говорит смотритель Дома-музея Надежда Яковлева.
Землянка действительно за домом есть. Когда смоленские земли начали оккупировать немцы, будущему первому космонавту исполнилось как раз семь лет. "Надо было идти в школу, но в школе уже были немцы, -вспоминает Дербенков. - Поэтому мы - дети - собирались человек по 12-14 и ходили по домам, прятались от фашистов. И к нам приходила учительница". Когда избы тоже заняли немцы, сельчанам пришлось рыть землянки. Одну из них выкопал отец Гагарина. Там все семейство и провело годы оккупации: в сыром и темном помещении, где только полати и кухонный стол. "Есть было нечего, - продолжает одноклассник Юрия Алексеевича. - Бегали в лес - собирали ягоды, а когда ягод не было - ели крапиву и лебеду".
-Спуститесь в землянку, посмотрите, как они там ютились, а еще вот водицы из колодца местного выпейте, - советует Надежда Яковлева. - Этот колодец - тоже местная достопримечательность. Из него многие космонавты, собирающиеся в полет, пили. Словно причащались!
Оставьте птичкам на прокорм
Пьют воду и из источника в усадьбе Михаила Глинки. Это ритуал: все, кто приезжают в затерянное в смоленских лесах село Новоспасское, считают своим долгом это сделать. По преданию, вода тут омолаживающая. Выпил глоток, умылся и помолодел - душой и телом. Мы тоже, естественно, выпили этой воды. Она оказалась ледяной и очень вкусной.
Музей в Новоспасском - один из уникальнейших сельских музеев и, увы, тоже предоставленный сам себе. Ни областные, ни федеральные власти не проявляют к нему особого внимания. Вроде бы как-то живет - и хорошо!
"Сейчас вы увидите рай на земле", - пообещал нам экскурсовод Владимир по дороге к усадьбе Глинки. И в общем-то был прав… Рай и есть, только уж больно сложно в него попасть.
Главная проблема этого музея - его отдаленность от внешнего мира. 120 километров от Смоленска по проселочным дорогам (от Москвы примерно 400 километров, но прямого заезда с трассы Москва-Минск нет). Даже большие почитатели творчества автора "Руслана и Людмилы" и "Жизни за царя" крепко подумают, прежде чем отправиться на его малую родину.
Дороги в принципе сносные, но доехать можно только на личном автотранспорте. Из Смоленска сюда ничего не ходит. Надеяться на районный автотранспорт не приходится. Из ближайшей Ельни - города районного значения - автобус, правда, приезжает, но далеко не каждый день.
- А кому сюда ездить, - сокрушается продавщица в местном продмаге, единственном общественном месте в селе. - Здесь 20 жителей остались, да и то, наверное, скоро или разъедутся, или умрут. Дачники вот какие-то стали появляться. Москвичи. Только они, похоже, сами еще не поняли, зачем тут участки с развалюхами нашими купили.
По словам экскурсовода Владимира - места здесь райские, но небезопасные. Местные тащат все, что плохо лежит, и из соседних сел и деревень воры приходят. Участок с домом можно купить за 30 тысяч рублей. Только что с ним делать? Использовать под летнюю дачу? Так оставив дом осенью, весной его можно уже и не обнаружить. Растащат или спалят.
Грустно слушать такие истории про уникальное место. "Наш музей Глинки - один из лучших сельских музеев в России", - подчеркивает Владимир.
Музей - замечательный. Но держится исключительно на энтузиазме его заведующей Татьяны Чибисовой (она же глава местного сельсовета).
- Двухэтажный деревянный дом, который сейчас занимает музей, был воссоздан в 70-х годах ХХ века. - А тот, в котором жил Михаил Иванович и его родные, в свое время продали и перевезли в Коломну. Что поделать: так распорядились родные.
Вещи, принадлежащие великому композитору, в свое время тоже были распроданы, раздарены. Но кое-что удалось сохранить: например, зеркала, в которые любил смотреться Глинка. Бытует легенда: тот, кто в них посмотрится, сохранит привлекательность на многие годы. Верить в это или нет - дело каждого. Но рассказывают, что Глинка был модником и всегда очень следил за своей внешностью.
Сохранился и столовый сервиз 1830 года выпуска, из которого ела семья Глинки и их многочисленные гости. Михаил Иванович был радушным хозяином. У него всегда и подолгу гостило много друзей. Был щедр и добр композитор и со своими крепостными: частенько устраивал для них праздники, театрализованные представления, а после них - щедрые "банкеты", на которых вино лилось рекой, а угощенья не кончались.
-Где бы ни жил Михаил Иванович - здесь, за границей, он везде отводил специальные помещения для птиц, - рассказала Татьяна Чибисова. - Из их пения рождались темы для его произведений. Мы тоже держим птиц. Канареек. И просим всех посетителей: оставьте им на корм сколько не жалко. У меня не всегда есть возможность покупать корм на свою зарплату.
Мы оставили. Жалко же птичек!
Теремок и Святой Дух
Село Талашкино в 18 километрах от Смоленска, естественно, - более посещаемое туристами место. Здесь, в бывшей усадьбе княгини Марии Тенишевой, находится историко-архитектурный комплекс "Теремок".
"Теремок" - бревенчатый сказочный домик, шедевр русского зодчества, созданный по проекту Сергея Малютина - самобытного мастера русского модерна. Его стиль - это ожившие русские народные сказки.
На рубеже XIX-ХХ веков Мария Тенишева, владелица усадьбы в Талашкине, пригласила художника для работы к себе. Княгиня Тенишева была необыкновенным человеком - любила живопись и изобразительное искусство и сама пробовала себя в творчестве. Увлеклась техникой эмали и настолько ее освоила, что смогла защитить диссертацию. Была меценатом и открыла в Талашкине уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу для местных ребятишек. Учила их сама, приглашала педагогов.
Ее муж - князь Вячеслав Тенишев был крупным российским промышленником. Как говорится, владельцем заводов, газет и пароходов. Понятно, что деньги на благотворительные дела супруги давал он. Но Вячеслав Николаевич был человеком не жадным.
Он умер до революции. Труп князя забальзамировали и похоронили в фамильном склепе. После установления советской власти родители тех детей, которые учились на деньги князя, разгромили могилу и несколько дней глумились над покойным. Говорят, что дети даже возили на санках тело несчастного князя. Также, по уже ставшему теперь преданием рассказу, один богобоязненный местный мужичок под покровом ночи увез труп и похоронил где-то в окрестностях. Где - так и осталось тайной.
Сама Мария Тенишева в это время уже была за границей. В 1919 году ей удалось переправиться через Крым во Францию. Там она и умерла в 1928 году.
До наших дней в прекрасном виде сохранились и "Теремок", и школа, построенная Тенишевой. Но самая уникальная достопримечательность Талашкино - церковь Святого Духа. Ее расписал Николай Рерих. Но храм так никогда и не был освящен. Русская православная церковь не признала роспись Рериха, посчитав ее недопустимым отступлением от канонов.
Полюбоваться сейчас можно только на поистине неземной лик Христа, взгляд которого следует за человеком, куда бы тот ни пошел.
-А на алтарную роспись можно посмотреть? - спросили мы.
- Храм закрыт, его судьба пока неизвестна, - сказала нам местный экскурсовод.
- А почему стекла побиты? Хулиганы?
- Нет, это для вентиляции, чтобы сырость и плесень не скапливались.
Странный способ сохранения культурных ценностей. Впрочем, другого в Талашкине, похоже, не знают. "Теремок" - это историко-архитектурный памятник федерального значения. Только финансируются федеральные музеи, расположенные за Московской кольцевой автодорогой, у нас по остаточному принципу. В год по чайной ложке. Последнее, что удалось сделать в этом музее за государственный счет, - теплый туалет с водой, зеркалами и кафелем.
Он теперь тоже местная достопримечательность. Не каждый музей на Смоленщине может таким похвастаться. Всех туристов приглашают туда зайти. Бесплатно.
Компетентно
Светлана Некрасова, начальник отдела музеев Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ:
- С 1 января 2012 года все российские музеи - независимо от формы их подчинения - должны определиться с правовым статусом. Они должны стать либо бюджетными, либо автономными, либо казенными учреждениями. В первом случае музеи, помимо бюджетного финансирования, будут иметь право распоряжаться внебюджетными средствами. Во втором случае, они будут сами зарабатывать и сами тратить заработанное на себя. В третьем - жить только за счет бюджета, а все внебюджетные средства возвращать обратно в казну. У каждого музея есть право выбрать правовой статус. Зависеть выбор может от многих факторов: месторасположения того или иного музея, взаимоотношения с местными властями, популярности у посетителей и др. Сейчас как раз проходит процесс реорганизации. Надеемся, что после его окончания федеральным, региональным и муниципальным музеям будет легче жить. По крайней мере, они перестанут надеяться только на помощь сверху, попробуют научиться зарабатывать самостоятельно и получат право распоряжаться своими деньгами.