«Вручную спасти море». Смоленские волонтеры вернулись из Анапы

«Зачем вам рисковать здоровьем? Начало года, полно забот. От вас ничего не зависит», твердили знакомые. Но они всё равно поехали. За тысячу километров чтобы собирать мазут и спасать птиц
«Вопроса ехать-не ехать не стояло»
15 декабря 2024 года произошла экологическая катастрофа. В Керченском проливе потерпел крушение танкер «Волгонефть-212», перевозивший мазут, а танкер «Волгонефть-239» сел на мель у порта Тамань. В Черное море вылилось около 3500 тонн мазута. Настоящий ужас охватил юг России, поставив под угрозу существование курортов. Но среди мрачных новостей зазвучали и светлые... Люди со всей страны, не дожидаясь официальных призывов, выдвинулись на помощь. Волонтеры, среди которых и смоляне из студенческого корпуса спасателей, движений «Чистая Смоленщина» и «Экосистема», отправились в Анапу.
- Там в январе-феврале работали пять членов студенческого спасательного отряда СГУС и два представителя студенческого отряда СмолАПО. Позже в зону чрезвычайной ситуации ездили еще несколько групп, - рассказал журналисту «Рабочего пути» председатель совета Смоленского регионального отделения «Всероссийского студенческого корпуса спасателей» Сергей Калентеенков.
- Ребята, вы не в первый раз предпочитаете оказывать помощь другим в ущерб собственному комфорту?
Никита Белоусов:
- Да, раньше мне уже доводилось бывать в волонтерских поездках в других городах, в том числе, в Ростове. Тут же ЧС произошло в акватории Черного моря, и остаться в стороне было невозможно. Помощь нужна была немедленно, я сразу собрался в дорогу.
София Пилюкова:
- На юге живут мои родные, и вопроса ехать-не ехать для меня не стояло. Это был первый подобный опыт, но он явно не станет последним.
- Что было самым сложным в работе? Слышала, что волонтеры находят на берегу даже мертвых дельфинов?
Варвара Логачева:
- К счастью, дельфинов мы не видели. Но попадались мертвые крабы, медузы, птицы Страшно было и от того, что в определенных местах не чувствуешь прекрасный запах моря, его заменила ужасная вонь мазута
Александр Белашкин:
- Местные рассказали, что на момент нашего приезда было найдено 24 мертвых дельфина. А неудобство создал холод (этой зимой в Анапе выпадал даже снег) и штормовой ветер. Однажды он сдул штабные палатки с пляжа Джемете. Ребятам пришлось экстренно их догонять.
Про «слоеный пирог», лопаты и мешки
Виды теперь действительно «Черного» моря вызывают боль. В воздухе - запах нефтепродуктов... Мазутные пятна на берегу... Птицы под капельницами...
Приехав в Анапу, волонтёры поняли: здесь всё вызывает слёзы. Но они не заплачут. Работы настолько много, что некогда поддаваться эмоциям. А иногда желание «вручную спасти море» вытесняет даже мысли о безопасности.
Смоляне работали на берегу, собирая мешки с мазутом, и спасая птиц.
Александр Белашкин:
- Если не убрать загрязнение, то на следующий день на этом месте образуется так называемый «слоеный пирог», и найти мазут будет невозможно. Однажды мы ударили штыковой лопатой по дну, и попали в пласт, который быловообще не видно. Утром, когда все промерзло, мазут собирать легко, к обеду теплеет, и ситуация усложняется.
Никита Белоусов:
- Работали мы на песчаных пляжах от Витязево до Анапы. Лопатами собирали грязный песок в мешки и вывозили его. Скажу так: я прошел пешком от Анапы до Сукко и увидел, что загрязнения стало заметно меньше, но капли и пласты мазута есть везде.
София Пилюкова:
- Сейчас большая часть мазута убрана, остались только мелкие фракции в песке. Возможно, когда потеплеет, это все поднимется обратно со дна.
ЦИФРА
Смолянесобрали свыше 100 мешков зараженного грунта. Работы велись ежедневно в составе объединенного штаба #МыВместе. Поездка студентов-спасателей стала возможной благодаря Главному управлению Смоленской области по делам молодежи и гражданско-патриотическому воспитанию.
Делом и словом подбодрить птицу
- С птицами тоже медлить нельзя. Да, всех не спасти, но бороться за их жизни нужно, - уверены волонтеры «Чистой Смоленщины», которые выехали в Анапу 1 января.
Яна Молявко:
- Мы люди, уже привязанные к работе (улыбается), потому поездку запланировали на новогодние праздники. Добирались на машине на пять дней. В день приезда сразу отправились к птицам. Обстановка там как в операционной.
Сначала птице измеряют температуру, обрабатывают клюв, дают сорбенты. После бедолаг помещают в таз, засыпают крахмалом, а таз ставят на грелку. Затем птиц моют в чанах с теплой водой обычным моющим средством для посуды. При реабилитации за каждой закрепляются волонтеры, которые меняют подстилку и кормят. Если птица не может есть сама, надо вводить ей корм через зонд. Волонтеры круглосуточно заботятся о птицах. Потом пернатых отправляют в реабилитационный центр, где они могут жить на улице и восстанавливаться.
«Птиц очень жалко! Они бедненькие много натерпелись, потому мы много с ними разговаривали, старались не только делом, но и словом подбодрить», - добавила Яна.
Про режим дня и полисорб
Волонтеры просыпались в 7:30 утра, завтракали. В 8:30 - выезжали на пляж. Работа продолжалась до обеда. «Ели на полевой кухне, - рассказала София Пилюкова, - При плохой погоде уезжали в расположение. В ясные дни трудились до 16:00». «У каждого из нас была возможность подежурить и ночью», - добавляет Екатерина Петерякова. После работы волонтеры тоже пили полисорб. Если их состояние ухудшалось, на месте дежурили врачи.
Вся страна пришла на помощь
Очищать берег и спасать птиц в Анапу приезжают сотни людей из разных уголков России.
- В моей команде были ребята с Сахалина, Воронежа, Самары, Калининграда, Московской области, - говорит представитель движения волонтеров-экологов «Экосистема» Василиса Матвеева, которая была в Анапе в самый разгар катастрофы, 19 декабря. Приезжали и организованные группы из разных городов. Вся страна пришла на помощь.
- А местные?
- Большинство из них получили отравления в первые дни трагедии, поскольку ринулись туда без защитных костюмов, попали в больницы. Теперь они на пострадавшие пляжи не стремятся. К тому же им надо работать - кормить семьи.
Что будет с курортным сезоном
Все произошедшее для жителей Анапы означает еще и большие личные потери. Большинство местных остались без работы, так как курортный сезон под большим вопросом.
На взгляд волонтера-эколога Василисы Матвеевой, в ближайшие годы его ждать не стоит: «Подобные ЧС уже случались на Черном море. На флору и фауну это оказывало влияние в течение 10-15 лет. Тем более мазут- не нефть, он распространяется в толще, а не по поверхности воды. Он то поднимается, то опускается, то его приносит волной. Сложно даже оценить размер этого подводного пятна».
София Пилюкова:
- Однажды мы столкнулись с блогером из Анапы, который осуждал наш труд. Из общения стало понятно, что местные жители активно ждутвысокий курортный сезон и очень хотят верить, что он скоро начнется.
Михаил Бочкарев:
- Лично я бы летом туда не поехал и своим близким не советовал.
При этом волонтеры отмечают, что гостиницы, где они жили, уже продают туры на лето
ЦИФРА
В 33 млрд. рублей оценивается ущерб от катастрофы на Черном море.
Переоценка ценностей
Самое важное, что поняли волонтёры, находясь в Анапе: повседневные проблемы здесь ничто. Когда оказываешься в центре катастрофы такого масштаба, чувствуешь глобальную ответственность. И все остальное кажется мелочью.
«Происходит переоценка ценностей и многие проблемы, кажущиеся важными здесь, теряют значимость», - утверждают смоляне.
Михаил Бочкарев:
- Волонтерские поездки прекрасны и тем, что у тебя появляются новые друзья. Это редкое единение и сплочение вокруг серьезной проблемы. Вроде мелочь, а очень приятно незнакомые люди приносили нам еду (вкуснейшие плов и борщ), приглашали в гости.
Каждый день (пусть по капле в море), волонтеры собирают мазут, и море становится чище. И сейчас, когда вы читаете этот текст, кто-то моет лапки птицам, а кто-то с лопатой разбирает «слоеный пирог» из песка и нефти, чтобы спасти черноморское побережье для будущих поколений.
Ольга Градова.
Фото предоставлены волонтерами.