Археологи раскрыли загадку древнего украшения, которое нашли под Смоленском

Это удивительная история любви и утрат
Археологи продолжают раскрывать тайны древних артефактов, найденных на территории Гнездовского археологического комплекса. На этот раз в центре внимания оказалась пара овальных фибул, обнаруженных в камерном погребении на "Поле чудес" в Полевой курганной группе. Эти украшения, которые когда-то принадлежали женщине, жившей много веков назад, рассказывают удивительную историю любви, заботы и утрат. Об этом сообщает Telegram-канал "Современная археология".
Фибулы, изготовленные с ювелирным мастерством, изначально были дорогим аксессуаром. Они украшены серебряной проволокой и декоративными шишками из серебряного листа. Однако время и долгая носка оставили на них свои следы: позолота стерлась в местах постоянного контакта с тканью, а на одной из фибул видны следы ремонта. Археологи предполагают, что верхняя крышка фибулы была повреждена ударом, а затем восстановлена с использованием деталей от другой, менее качественной фибулы.
Но самая интригующая деталь — это отсутствие серебряного декора на обеих фибулах. Исследователи считают, что драгоценный металл был снят перед тем, как украшения попали в погребение. Возможно, это было сделано в качестве оплаты за погребение или по иным причинам, связанным с традициями того времени.
По мнению экспертов, фибулы принадлежали молодой девушке, которая привезла их с собой на Русь в качестве приданого. Возможно, она прибыла из Бирки или другого северного региона. Украшения сопровождали ее всю жизнь: она носила их, ремонтировала и берегла как важную часть своего национального костюма. Даже в глубокой старости она не расставалась с ними.
"Это не просто украшения, а часть ее идентичности. Она явно дорожила ими, что делает эту историю особенно трогательной", — отмечают археологи.

Фото: t.me/archeoprivate
Благодаря кропотливой работе реставраторов, в частности Петра Бирюкова из лаборатории "АрхеоЛаб", удалось восстановить не только внешний вид фибул, но и проследить их историю. Каждая царапина, след ремонта и утрата декора рассказывают о жизни их владелицы, имя которой, к сожалению, останется неизвестным.
Источник: Смоленская народная газета