Останки смоленских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, вернулись домой
Пять солдат, погибших на Смоленщине в страшном 1941-]м, спустя десятилетия вернулись домой ] их останки, переданные поисковиками родственникам, погребены на той земле, откуда они уходили на фронт.
В этом году благодаря Вахте памяти в Смоленской области подняты уже больше тысячи бойцов. Кто-то из них навсегда останется неизвестным солдатом, заново, с отпеванием и почестями захороненным в нашем же регионе. Многие - в братских могилах, ведь их останки уже неразделимы с костями боевых товарищей, с которыми они пролежали в земле более 80 лет. Имена некоторых удается установить, и их родственники знают теперь, где находится могила деда или прадеда, приезжают, чтобы почтить память. Но есть особые случаи. Когда погибшие защитники нашей большой Родины обретают покой на своей малой родине, той, что их вырастила, где их очень ждали и не дождались с фронта близкие, где их помнят живыми, хотя бы по рассказам старших
Акция «Дорога домой» - об этом.
Говорит руководитель Смоленского областного поискового движения Нина Куликовских:
«Иногда поисковики находят солдата, лежащего одиночно, не в массовом захоронении, не в траншее, где тела бывают сотнями друг на друге. И его имя удается установить по какому-либо источнику - солдатский медальон, награда, чудом сохранившиеся документы, например, справка, о том, что сдан паспорт. Были в нашей практике водительские права, даже письма родственникам с адресами. Помогают и разные подписанные личные вещи (например, котелок), если архивными данными подтверждается, что такой солдат действительно в это время здесь сражался. И, конечно, когда поднимаешь бойца и устанавливаешь его имя, то первый позыв - найти родных и близких, донести им весточку, что он не пропал без вести. И если родственники вызываются похоронить его в родной земле, мы делаем все, чтобы помочь им в этом. У нас ведь воевали солдаты со всей страны, бывшего Советского Союза - и казахи, и грузины, и украинцы, и белорусы. И российские ребята издалека - из Приморского края, из Новосибирска. Понятно, что родным приезжать на похороны на Смоленщину и часто навещать погребение крайне сложно».
Каждый год смоленские поисковики передают родственникам останки не менее 30 - 40 солдат. И снова убеждаются в том, что вернувшиеся из небытия предки объединяют живых.
«Помню, мы в Алтайский край привезли останки солдата, там во время торжественного прощания просили выйти на сцену всех тех, кто имеет к нему отношение. Одна бабушка говорит: «Я с ним в одном классе училась». Другая: «Я почтальоном работала и маме его носила письма, когда он еще был жив, я это хорошо помню». И провожает его вся деревня, приезжают из разных городов все потомки. Родственники, бывает, начинают знакомиться на похоронах своего дальнего предка. В Вязьме хоронили бойца - встретились несколько братьев, которые восемь лет не виделись, потому что живут далеко друг от друга. Говорили: «Вы нам еще и подарили эту встречу, потому что мы начали отдаляться, а тут все всколыхнулось», - рассказывает Нина Германовна.
На Смоленщине акция «Дорога домой» - не просто передача останков. Это торжественное прощание с героем-защитником Родины, сложившим голову на нашей земле. Оно проходит по-разному - в каждом районном центре по своему. В Ельне, например, собираются в краеведческом музее. В Смоленске - возле крепостной стены или в Успенском кафедральном соборе. Но всегда со слезами на глазах, даже у, казалось бы, посторонних людей. Кто-то просто склонит голову перед погребальной урной, кто-то погладит фотографию, кто-то перекрестится, кто-то положит цветок
«Мы уже много лет сотрудничаем с нашим Владыкой митрополитом Исидором и со всеми священнослужителями. Поэтому прощание у нас происходит необыкновенно торжественно в самом главном храме области - Успенском кафедральном соборе. Мы и на ночь там оставляем солдатиков. Иногда даже думаем, может, Господь специально все так устроил, что только через 80 лет их нашли? Потому что раньше ну кто их отпевал бы, кто бы так прощался? Большое спасибо нашей военной академии, которая тоже всегда принимает участие в этой церемонии: на выходе из храма стоит почетный караул в белых перчатках и на вытяжку, с оружием, для того чтобы достойно проводить героев», - говорит Нина Германовна.
Несколько последних лет акции проходят в Москве. Потому что туда проще добраться людям из разных уголков России, чем в районный центр с несколькими пересадками. А устраивать прощание в столице смоленские поисковики начали, когда Куликовских работала в Совете Федерации. И теперь, когда Нина Германовна покинула кресло сенатора, ее коллеги из комитета по регламенту и организации парламентской деятельности, в котором она состояла, во главе с его председателем Вячеславом Степановичем Тимченко, по-прежнему помогают и участвуют в торжественных церемониях.
В этом году 21 июня смоляне провели патриотическую акцию, которую назвали «Завтра была война», как и книгу нашего земляка Бориса Васильева, так пронзительно писавшего о войне, 100-летний юбилей которого отмечали недавно.
Останки пяти бойцов, найденных на Смоленщине, отправились на малую родину из Музея Победы на Поклонной горе. Их нашли поисковики в начале полевого сезона - весной 2024 года. Имена установлены по солдатским медальонам. Все красноармейцы попали на фронт в 1941-м и погибли в том же году, в кровопролитных оборонительных сражениях. Это Федор Тихонович Брагин, уроженец Башкирии, ему было 23 года; Михаил Михайлович Беляков, из подмосковного Загорска (20 лет), Андрей Михайлович Дмитриев, москвич, его не призывали, он записался в Народное ополчение уже в 40 лет; Семен Филиппович Холодцов из Могилева, белорус (28 лет), Абдул Ашрапов из Татарстана, призван в 1941-м в возрасте 39 лет. Люди разных национальностей и вероисповеданий сложили головы в смоленских лесах за общую Победу.
Двоих из них - татарина Ашрапова и белоруса Холодцова нашли недалеко друг от друга в Сафоновском районе.
Рассказывает командир поискового отряда «Боевое братство» Александр Герасенков: «1 мая 2024 года мы с моим отрядом работали возле бывшей деревни, а теперь урочища Гаврилово. В октябре 1941 года через этот район 91-я стрелковая дивизия отступала в кровопролитных боях от реки Вопь, где держала оборону. В лесном массиве, в 3 км севернее урочища, есть небольшой перекресток старых дорог. В этом месте из одиночных ячеек мы подняли 18 солдат и офицеров Красной Армии. Они погибли примерно 3 - 4 октября 1941 года. Бои были арьергардные, немцы наступали, и наши части, скорее всего, выставили эту стрелковую роту для защиты перекрестка. Солдаты вели ожесточенный бой до последнего патрона, на брустверах рядом с ними были найдены только стреляные гильзы. Медальонов было найдено семь, прочитать удалось только четыре. Первым нашли Ашрапова Абдулу Ашраповича, 1902 года рождения. При нем был медальон со вкладышем стандартного образца 1940 года, который удалось прочитать. Сразу начали искать родственников, в этом помогли коллеги из поискового отряда «Нефтехимик» из Татарстана, которые неоднократно приезжали в Смоленскую область. У солдата оказалось восемь детей. Внуки сразу же изъявили желание забрать дедушку домой. В 30 метрах от Ашрапова был найден Семен Филиппович Холодцов. В медальоне был просто клочок бумаги, зато очень четко читаемый, расписано все: его фамилия-имя-отчество, год рождения, место жительства - БССР, Могилевский район, деревня Амховая. И указаны данные жены. Белорусские поисковики из отряда «Виккру» помогли разыскать родственников солдата. Никого из троих его детей уже в живых не осталось, мы нашли внучатых племянников. Они тоже однозначно сразу сказали, что заберут дядю для захоронения. Остальные поднятые нами бойцы будут похоронены на воинском мемориале в деревне Рыбки со всеми почестями».
Внучка Абдулы Ашрапова Такзимэ Тукаева рассказала: «Дед работал конюхом. Было у него восемь детей, сын и семь дочек. Три дочери живы, а еще у него 63 внука, 65 правнуков и есть праправнуки. Эмоции переполняют. Вся наша семья, деревня, страна очень рады, что удалось узнать о судьбе деда».
У Андрея Дмитриева из деревни Лыковка Московской области дома остались жена и шестеро детей. Его останки подняли поисковики Темкинского района отрядов «Надежда» и «Судьба человека» в урочище Березки.
«В медальоне бойца имелась нестандартная записка, в которой указывались адрес семьи, имя супруги и приписка в углу - «сообщите моей жене». Когда мы это прочитали, нас просто обдало холодом. Конечно, жену мы уже не застали, но зато быстро нашли внучку - Светлану Евгеньевну Романову», - рассказала Ирина Таначева, командир поискового отряда «Надежда» Темкинского района.
На вечере памяти погибшего Дмитриева Андрея Михайловича своими воспоминаниями поделилась его внучка Светлана Романова: «Конечно, семье было очень тяжело, поскольку солдат пропал без вести. Но все выросли хорошими людьми, пронесли память о нашем дедушке, отце, муже. Все эти годы нам хотелось узнать его судьбу, где и как он погиб. Спасибо поисковикам и всем людям, которые помогают организовывать такие мероприятия».
Михаил Беляков из подмосковного Загорска погиб на Смоленщине осенью 1941 года. Его останки подняли поисковики отряда «Гвардия» Глинковского района. На прощание с солдатом приехали 16 родственников. Вспоминает Елена Землянская, племянница красноармейца: «Он встретил войну ровно 22 июня в 4 часа. Они отступали с боями, выходили из окружения. Последняя весточка была от него именно из Смоленской области. Я всю жизнь так знала, мне тёти говорили, что в открыточке были слова: «До вас мне дойти не легко, а до смерти 4 шага». Федор Брагин - родом из Башкортостана. Останки его поднял отряд «Спас» Смоленского района. Когда поисковики принесли весть о найденном солдате в семью, первым ее узнал сын Федора Тихоновича, но, к сожалению, он не дожил до возвращения отца на родину. Теперь могилы отца и сына будут рядом.
Делегация из Белоруссии приехала проводить жителя Могилева Семёна Холодцова. Начальник отдела идеологический работы и по делам молодежи Могилевского райисполкома Олеся Купцова сказала: «Мы вычеркиваем Семёна Холодцова из Книги Памяти из раздела «Пропавшие без вести» и добавляем в Книгу Славы о Героях России». А маленький прапра]внук бойца заявил: «Спасибо вам большое, мы теперь сможем хорошо похоронить деда». В торжественной церемонии прощания приняли участие сенаторы от всех регионов, куда отправляли останки бойцов, а также представитель комитета по международным делам, Герой России, член Комитета Совета Федерации по международным делам Александр Карелин.
От Смоленской области присутствовал и председатель регионального парламента Игорь Ляхов, сам активно участвующий в поисковой работе. В зале Памяти и Скорби Музея Победы родственникам были вручены личные вещи бойцов и медали «Шагнувшие в бессмертие», которыми посмертно были награждены герои. Эта общественная награда учреждена смоленскими поисковиками для того, чтобы она хранилась в семьях погибших, в знак признания того, что народ и через 80 лет ценит их подвиг, их вклад в Победу. Ведь большинство павших в страшном 1941-м не успели заслужить других наград
Затем состоялся торжественный вынос урн с прахом пяти красноармейцев в сопровождении почетного караула комендантского Преображенского полка. Траурная процессия двигалась по галерее, потолок которой оформлен подвесками из латунных цепочек. «Хрусталики», прикрепленные к цепочкам, символизирующие слезы, выплаканные по погибшим. А со следующего дня поисковикам начали поступать сообщения-отчеты о погребении бойцов их родными. Со всеми воинскими почестями, согласно Закону об увековечении памяти погибших в Великой Отечественной войне.
А Вахта памяти в Смоленской области продолжается
Пока не будет похоронен последний солдат.
Фото: Центр долг и Смоленская областная Дума