«Я должна чувствовать текст руками». Незрячая смолянка рассказала про свое творчество и новую книгу о спецоперации
Екатерина Рогачёва из-за болезни полностью потеряла зрение. Девушка не сломалась, а стала развивать свой литературный талант и добилась огромных успехов. Ее новую книгу «Другие боги» помогли выпустить Смоленское региональное отделение Народного фронта и «Рабочий путь».
«Меня зовут Алёна. Мне двадцать лет. Я учусь на третьем курсе факультета управления. У меня хорошая семья мама, папа, младший брат. Я никогда не видела войны.
Она пришла в наш дом спокойно и буднично. Мама вернулась с работы и, разбирая пакет с продуктами, задумчиво сказала:
- Любу во дворе встретила. Сережка их, оказывается, на Донбасс уехал.
«Сегодня снова были обстреляны Донецк и прилегающие населенные пункты», - отозвался телевизор», - так начинается сборник рассказов Екатерины Рогачёвой «Другие боги». Он посвящен теме специальной военной операции на Украине.
Про духовную силу книги и уникальный стиль автора
В книге рассказывается о героизме солдат, тяготах службы, судьбах мирных жителей.
2 марта в Смоленской областной библиотеке имени А. Т. Твардовского прошла презентация. В ней приняли участие писатели, журналисты, представители общественных организаций и многие другие почитатели таланта автора.
- Это не просто книга о Донбассе, это книга о Кате, о том, что человек, несмотря на жизненные препятствия, идет к своей мечте, - сказал сопредседатель регионального отделения ОНФ, главный редактор «Рабочего пути» Сергей Якимов. Говоря, какое впечатление оставляет книга Екатерины, расскажу, что одна из сотрудниц нашего издания призналась, что во время прочтения несколько раз плакала. Такую духовную силу несет этот сборник рассказов.
- Рождение книги для каждого автора важное событие, - говорит председатель Смоленской организации Союза писателей России Анастасия Самофралийская. Все произведения Кати психологические. Работает она в своем уникальном стиле. Я бы сказала «творит мазками». Если говорить о живописи, то так писал Клод Моне, в музыке подобным образом работал Александр Скрябин. В произведениях Кати нет назидательности. Она дает возможность читателю самому принимать решение, что хорошо, а что плохо.
- Перовой книгой Кати, которую я прочитал, была «Город». Она отражает переживания человека, потерявшего зрение, - подчеркнул председатель смоленской организации «Всероссийское общество слепых» Сергей Ковнерев. И Катя пример того, как можно преодолеть эту беду. Говоря о книге «Другие боги», скажу, что нынешняя ситуация в мире обнажила проблемы человечества. Фашизм, в который никто практически не верил, поднял голову и пытается убивать религию, историю, культуру. А Запад втихую хлопает этому в ладоши. Эта книга очень актуальна!
«Пусть там знают, что здесь ждут»
- Действительно, появление новой книги это как рождение ребенка. Ее любишь, ею гордишься, по-особенному относишься, - сказала на презентации Екатерина. Я даже знаю точное время появления ее на свет. Она родилась ранним утром в Москве. Это было внезапное озарение. И написана она очень быстро. В ней слились истории, которые я читала в Интернете, человеческие судьбы, рассказы друзей и знакомых. Война касается всех и тех, кто на ней находится, и тех, кто живет далеко в тылу. След от нее остается в наших душах и судьбах. Сейчас информация о происходящем льется реками, а в реках есть капельки. Мои рассказы те самые капельки, в которых чья-то жизнь. Я хотела донести до читателей, что человеческая судьба ценна и уникальна, показать тех взрослых и детей, кто ждет, верит и помогает. Мои книги уже стали разъезжаться по России, некоторые отправятся на фронт. Надеюсь, мое сострадание кому-то принесет пользу. Пусть там знают, что здесь ждут.
«Рассказы-капельки»
Екатерина с такой любовью рассказывала про свою новую книгу, что захотелось поговорить тет-а-тет, за чашкой кофе, в уютном месте. И подробнее узнать о ее творчестве. Уже на следующий день мы сидели в кафе и обсуждали, как новости могут переполнить «чашу эмоций» и почему реальность поразительнее любого вымысла.
- Я начала писать еще в детстве. Правда, больше стихи. Первое осознанное произведение увидело свет, когда мне было 12. Предполагалась историческая повесть. Не уверена, что она получилась (улыбается), но мама, бабушка и дедушка были в восторге.
- А у вас в семье кто-то еще занимался литературой?
- Нет. У меня же к 17 годам накопилось много работ, и я захотела выпустить книгу. Узнав, что это дорого, расстроилась, но руки не опустила. А после потери зрения, которая произошла в 24 года, решила заниматься литературой профессионально. Окончив дистанционные курсы литературного мастерства А. В. Воронцова, вступила в литературное объединение и издала первую книгу детских сказок «Карандмыши».
- Главным мотиватором был сын?
- Нет, Владиславу тогда было всего три годика. Скорее, муж. Константин еще и первый читатель моих произведений, и главный редактор, и строгий критик. После сказок я перешла на взрослую прозу, увидели свет «Самое главное», «Город». Как-то так получается, что мои книги выходят раз в два года в 2018-м, 2020-м, 2022-м, 2024-м
- Сейчас сын вырос. Он принимает участие в творческом процессе?
- Нет, это способен выдержать только супруг (смеется). Владу почти 13, он много читает в школе, учит стихи, но склад ума у него математический. Хотя недавно изъявил желание написать книгу и попросил помочь. Потом передумал. Близнецы воздушный знак сегодня хочу, завтра нет.
- Каких авторов вы любите?
- Бунина можно читать бесконечно. Но после 30!
- На презентации рядом со мной сидела женщина и удивлялась, как технически вы пишете Не могу тоже не задать этот вопрос
- С аудиоформатом не дружу. Я должна чувствовать текст руками. Технические возможности позволяют все. У меня - маленькая клавиатура с объемными кнопочками, которая подключается к телефону. Это очень удобно.
«Самое главное» для 93-летней невесты погибшего бойца
- На презентации рассказывали, что книга «Город» - о молодой девушке, потерявшей зрение. Но вы сказали, что это не автобиография
- Там нет автобиографичных моментов, но я вложила в это произведение свои эмоции, то, что мне пришлось пережить. Рассказывала, как собирать жизнь заново. Это сложный, но богатый опыт, которым стоило поделиться. Удивительно, но однажды одна моя знакомая, стараясь понять мои чувства, даже пыталась провести день с закрытыми глазами
При этом у меня есть произведения, которые имеют под собой реальную основу. Рассказ «Самое главное» родился из услышанной мной истории про останки солдата Великой Отечественной войны, найденные поисковиками. Они начали искать его родственников и обнаружили невесту, которой на тот момент исполнилось 93 года. Она приехала в Смоленск и сказала: «Теперь знаю, почему дожила до этого возраста». Когда я услышала ее слова, поняла, что не могу об этом не написать. Оказалось, даже имя ее угадала Евгения. Так что иногда реальность бывает поразительнее любого вымысла.
- Не думали попробовать себя в драматургии?
- Я пыталась погрузиться в эту тему. Но пока не совсем понимаю, как за это браться. В 2022-м у меня вышел роман «Черно-белое колесо», и мне предложили переделать его в сценарий. Но это совершенно другой жанр, его надо писать иначе. Любую работу важно делать качественно. При этом повторюсь, драматургия мне интересна.
- Возвращаясь к «Другим богам», вы сказали, что они родились в один момент. Почему эта тема так отозвалась вам?
- У меня нет близких знакомых, находящихся «за ленточкой», но есть страх происходящего. Дело в том, что мы с мужем много читаем, в том числе, новостей. И в какой-то момент их стало настолько много, что чаша моих эмоций переполнилась. Это должно было во что-то переродиться. Так и появился новый сборник.
«Все складывается так, как нужно, но само собой»
- Вы много участвуете в конкурсах, что это дает?
- Для меня это развитие, возможность познакомиться с интересными работами других авторов, сравнить их со своими, чему-то научиться. Конечно, приятно быть и победителем. Началось все с Международного литературного конкурса «Мгинские мосты» в Ленинградской области. Мне понравился этот опыт, и я стала продолжать. Так здорово бывать на литературных мероприятиях в разных городах. Там всегда узнаешь много нового и интересного. Главное все запомнить, а периодически и записать. Самой значимой конечно, считаю премию М.Ю. Лермонтова. Это огромная неожиданность. Одна из членов жюри сказала, что от моих книг плакали все. Действительно, я что ни напишу, все вызывает слезы. Это ли не лучшая оценка?!
- Какие у вас творческие планы?
- У меня их нет. Появляется идея и я работаю.
- При этом, как вы сказали, книги рождаются раз в два года
- Удивительно, но это случайность. К слову, предполагалось, что «Другие боги» будут изданы в 2023-м. А я была уверена - в 2024-м. Все складывается так, как нужно, но само собой.
СПРАВКА «РП»
С 2020 года Екатерина Рогачёва член Союза писателей РФ. Также она член смоленской организации «Всероссийское общество слепых», член смоленского литературного объединения «Родник» им. Ю.В. Пашкова, московского литературного объединения «Точки» при Совете по прозе СП России. Публиковалась в журналах «Литературная учёба», «Москва», «Школьный вестник», «Диалог», «Новый Орёл ХХI век», альманахе «Родник», сборниках ЛИТО «Точки».
Дипломант Международного литературного конкурса «Мгинские мосты» и Всероссийского литературного фестиваля-конкурса «Хрустальный родник». Победитель Всероссийского открытого литературного конкурса, посвященного 150-летию И.А. Бунина «Вернись на Родину, душа!». Лауреат Премии М.Ю. Лермонтова для молодых писателей, поэтов, музыкантов, художников, переводчиков. Дважды победитель Международного литературного конкурса, посвященного памяти Константина Симонова (Республика Беларусь).
Ольга Градова.
Фото Екатерины Степоненковой.