"Изображая самосуд". В Смоленске ставят опасную игру в двух действиях
25 февраля на Большой сцене смоленского драматического театра состоится премьера спектакля Алины Сорокиной по пьесе Фридриха Дюрренматта «Авария». Зрителя ожидает, как заявлено на афише, «опасная игра в двух действиях».
Сюжет философской притчи Дюрренматта образца 1956 года абсолютно идеален для нынешней российской действительности. В своей драматургии автор часто обращается к описанию роковых судебных ошибок и издержек процесса судопроизводства. И в «Аварии» он создает своего рода «шуточный» вариант «Страшного» суда, где обвиняемый является единственным свидетелем. Здесь не требуется ни улик, ни предварительного расследования, только чистосердечные ответы на каверзные и скользкие вопросы прокурора.
С той поры, как была написана эта пьеса, сюжеты скрытой в подсознании вины не раз входили в моду, а в последние годы были и вовсе растиражированы искусством театра и кино во всех возможных вариациях.
В современном контексте произведение Дюрренматта смотрится скорее как сюжет о бессовестной манипуляции человеком, о жестокости судебного насилия над личностью. Автор бескомпромиссно говорит о том, как легко можно сделать жертву из любого, если есть такая установка. А уже если этот любой решил не сидеть серой мышью, а готов делать высокие ставки, так и тем более!
Лихую авантюрную «Аварию» можно ставить и как неторопливую психологическую драму, и как триллер с элементами философской притчи: ведь совершенно понятно, что судьба не просто так подсылает изголодавшемуся по профессии «суду» новых жертв.
Сюжет таков: коммивояжер Альфредо Трапс (Александр Кащаев - Евгений Ракицкий) проезжает по небольшой швейцарской деревушке и прикидывает, как он будет разделываться со своим деловым партнером, который хочет вытянуть у него лишние пять процентов. Его новенький «студебеккер» глохнет недалеко от автомастерской. Трапс оставляет машину механику, а сам отправляется на поиски ночлега. Провидение чудесным образом приводит его в некий странный трактир (у Дюрренматта на уединенную виллу). Правда, сначала может показаться, что странного здесь ничего нет.
Приятная атмосфера, располагающие к откровениям разговоры и очаровательная компания в лице милой хозяйки и ее подруг толкают Альфредо на крайне необдуманный поступок - принять участие в игре в «частное правосудие», правил которой он не знает.
Как выяснится позднее, участники игры бывшие отставники юристы. У Дюрренматта мужчины, у Сорокиной женщины: Судья (Вера Дуплий), Прокурор (Ольга Федорова) и Адвокат на пенсии (Анастасия Кривцова). регулярно устраивают «самосуд». Обычно они повторяют знаменитые исторические процессы: суд над Сократом, процесс Жанны дАрк, дело Дрейфуса... Однако лучше у них получается, когда они играют, как кошки с мышкой, с живым объектом.
Каждый, кого превратности дороги заносят в этот уединенный особняк, становится подследственным подсудимым. А после, говорят, и смертником. Ведь в теплой компании есть и свой очень одаренный Палач Пиле (Александр Кокшаров), безвременно завершивший карьеру «в одной из сопредельных стран».
Видимо, никто из путников не отказывается от пикантного развлечения, не ведая о том, что для всех без исключения оно обернется страшным испытанием. У многих из нас в биографии есть нечто, что, не являясь уголовно наказуемым деянием, подлежит строгому осуждению.
Самоуверенный Трапс со смехом спрашивает у честной компании, какое же преступление он совершил. Ему отвечают, что это несущественно, преступление всегда найдется. Судебное заседание начинается одновременно с ужином. На допросе Трапс сообщает, что ему сорок пять лет. Он женат, имеет четверых детей. Юность его была суровой. Родился он в семье фабричного рабочего. Десять лет торговал вразнос и ходил из дома в дом с чемоданчиком в руке. Теперь же он является главным представителем крупнейшей текстильной фирмы в Европе. Ему нелегко далась эта должность. Прежде пришлось свалить своего начальника Гигаса, который умер в прошлом году от сердечного приступа, узнав об интрижке жены с его «правой рукой» Трапсом
В сущности, из «Аварии» можно сделать довольно приземленный и простой вывод: не заходите в чужие дома, даже если с вами и случится авария. Однако у Дюрренматта все гораздо сложней. Сегодня актуальность пьесы обострена до предела: в эпоху, когда все стремятся к успеху и быстрой карьере, полезно непрозрачно намекнуть, что именно здесь и сейчас карабканье по карьерной лестнице вверх и любой жизненный успех скрывает неблаговидные с точки зрения морали поступки. Сломанные судьбы и даже кровь.
В авторской версии «Авария» несчастный путешественник после вынесения ему смертного приговора сам вершит суд над собой. Палач Пиле отводит его в предназначенную для него комнату, где он видит гильотину из коллекции судьи, и его смертельный охватывает ужас, как у преступника перед настоящей казнью. Однако Пиле укладывает Трапса в постель, и тот мгновенно засыпает. Проснувшись утром, коммивояжер завтракает, вспоминая о вчерашнем суде как о сумасбродной причуде, и удивляется тому, что возомнил себя убийцей.
«Аварию» ставили многие, и в последние годы одной из самых громких постановок критики до сих пор считают «сладко-горькую пилюлю», поставленную Александром Галибиным на сцене Театра имени Станиславского, где «Авария» Фридриха Дюрренматта выглядит «как тонко придуманное предупреждение о намерении делать такой горький театр, в котором то, что поначалу казалось приятной игрой, может стать по-настоящему горьким, если не опасным».
Каким предстанет зрителю «игрушечный» судебный процесс в интерпретации Алины Сорокиной, увидим 25 февраля.
Создатели смоленского спектакля уверяют, что в нем интересно все: музыкальное оформление Сергея Хандрыка, пластическое решение постановки балетмейстером Еленой Егоровой и сценография и костюмы Светланы Архиповой.
В «Аварии» также заняты Людмила Моткина (Симона), Александр Барковский (механик гаража) и Андрей Мищенко (хозяин трактира).
Что ж, посмотрим!