Смоленскую пастель предлагают сделать брендом
В смоленском Доме художника открылась областная выставка «Пастель». В ней участвуют художники всех возрастов и званий - от народных и заслуженных до начинающих, преподаватели и студенты. В экспозиции представлено 98 работ 46 авторов. Это натюрморты, пейзажи, портреты, сюжетные картины и элементы интерьера.
- Сейчас впору говорить об уникальной смоленской школе пастели, которая создавалась в нашем городе долгие годы. Есть целая когорта опытных местных мастеров, которые достигли успехов в этой технике: Виталий Рыбаков, Нина Агеева, Вера Самарина, Любовь Оборина, Геннадий Намеровский. Многие современные авторы продолжают их дело.
Осенью прошлого года на II Всероссийской художественной выставке «Пастель России» в Омске участвовали 16 смолян. Сейчас эта выставка демонстрируется в Новосибирске.
Во многих других регионах мало пастелистов, а у нас сложилась целая бригада. Учитывая это, возможно настало время определить данное явление в искусстве как «смоленская пастель», - сказал на открытии выставки доцент СмолГУ, член Союза художников России Владимир Петьков.
Эту идею поддержала заслуженный художник России Вера Самарина, отметив, что в свое время существовало понятие «владимирская графика».
Она отметила, что художники на этой выставке выполняют еще и просветительскую работу - здесь можно ознакомиться с разнообразием индивидуальных приемов работы с пастелью.
- Когда зритель приходит на художественную выставку, он в первую очередь воспринимает сюжет, колорит, а до материала не всегда доходят глаза и руки. А тут одна пастель, но она такая разная - сухая, масляная, по тонированной бумаге, по белой, по наждачной И какие разные художники, какая красота Выставка получилась интересная. То, что есть работы лучше/хуже, - это всегда бывает. Но мы можем здесь видеть, как работает Александр Зорин, как работает Владимир Петьков, какие красивые сангины сделал Сергей Богомолов. А какие портреты нарисовал Светослав Арайс! На них смотреть - сердце радуется Какие-то старички-полевички замечательные. Данная выставка - это праздник красоты, культуры и искусства, - отметила Вера Самарина.
Работы, выполненные пастелью, весьма изящны и колоритны, и потому очень привлекательны для зрителей. В каждой есть своеобразие этого художественного материала.
- Пастель - как обратная связь, даже на звук воспринимается, когда рисуешь и прислушиваешься к ней. Если есть гармония созвучия этому шелесту, шуршанию, когда она отзывается в твоей душе, то у тебя все получается. А если нет, то начинаешь бороться. И этот материал подсказывает, как работать. Может быть, поэтому все авторы, которые здесь представлены, такие разные и по-своему интересные. И каждый человек, который сюда придет, найдет отклик на свое эстетическое пристрастие, - сказала на вернисаже член Союза художников России Лариса Шулика.
Выставки пастели планируется проводить регулярно. Так что сочетание «смоленская пастель» вполне может стать местным брендом.
В ТЕМУ
Вера Самарина, заслуженный художник России:
- Хочу рассказать историю, которую никто не знает. Это было в 1950-е годы. Папа меня водил всегда по выставкам. И в Манеже была тогда Всесоюзная выставка. Я смотрю - какая-то толпа стоит около трех работ. Это были портреты деятелей искусств. Я хорошо запомнила, что там была Ермолова и два еще каких-то портрета, сделанные художником Лактионовым, который написал знаменитую картину «Письмо с фронта». Он мастерски работал пастелью. Он ее так растирал, так втирал, что было похоже на фотографии. Ноготочки, бантики, блики, глаза - все тщательно прорисовано. Это были работы, выполненные в технике пастели - большие и очень хорошо сделанные. А люди стояли и обсуждали. Конечно, были кто «за», кто «против». И вот я запомнила с тех пор, что такое пастель, на всю жизнь.
СПРАВКА «РП»
Пастель - это художественный материал, а также особая техника рисования. Этот термин возник в XVI веке. Французское слово pastel восходит к итальянскому pastello - «цветной карандаш» (образованному от pasta - «тесто»). Цветные карандаши раньше делались из сухих красок, замешанных на тесте.
Популярная в то время техника называлась а раstello, или «техника трех карандашей» (красный, черный и белый). Одним из первых ее упомянул в своем трактате «Об искусстве живописи» итальянский художник Джованни Паоло. Такой техникой в те времена художники часто пользовались для создания эскизов. Набросок делали сангиной - твердыми красными палочками из глины, - а также углем и белым мелом.
В а раstello были выполнены, например, наброски Леонардо да Винчи к «Тайной вечере».
В XVII веке французский художник Даниэль дю Монтье изобрел новый способ изготовления мелков. Он добавил в массу, из которой их делали, специальное связующее вещество. Так мелки стали прочнее. А еще их начали красить в разные цвета.
Вскоре возникла новая техника рисования такими мелками, которую и назвали пастелью. Особенно популярной она стала в XVIII - начале XIX века во Франции. Пастелью писали Эжен Делакруа, Франсуа Буше, Жан-Батист Грез.
В Россию пастель завезли иностранные художники в конце XVIII века. Но популярной у российских мастеров она стала только в 1890-е годы, благодаря Исааку Левитану. А в XX веке особенно часто использовали пастель члены объединения «Мир искусства», а также художники Зинаида Серебрякова и Леонид Пастернак.
Сегодня существует три вида пастели - сухая, масляная и восковая. Эти художественные материалы производят из красящего пигмента. Когда изготавливают масляную пастель, в массу добавляют льняное масло. А чтобы сделать восковую - воск.
Анатолий Соловьяненко.
Фото автора.