Смоленский музей-заповедник экспонирует отреставрированные картины
«Побеждая время». Выставка с таким названием в Художественной галерее посвящена полотна, над которыми последние четыре года работал реставрационный отдел Смоленского государственного музея-заповедника. Все произведения поступили в отдел в аварийном состоянии, однако специалистам удалось вернуть им первоначальный вид. Почему же стоит посетить выставку и какие тайны реставрации открывает зрителям Художественная галерея?«Бытовой портрет»
Экспозиция начинается с «Бытового портрета», написанного в начале XIX века. Автор работы неизвестен, как и герои картины - мать с сыном и дочерью. Несмотря на обилие темных тонов, произведение передает нежное лирическое настроение, которое едва можно было угадать на этой картине до ее реставрации.
В музей портрет поступил в 2014 году. Он имел множество повреждений и загрязнений: предстоял долгий процесс восстановления оригинального облика.
«Перед тем как составить методику реставрации, мы изучили подрамник, холст, грунт, красочные слои, лаки, чтобы понять, как с этим работать. Мы используем ультрафиолет, он показывает наличие и толщину лаковой пленки и надлаковые записи, позволяет лучше изучить поверхность картины», - рассказывает реставратор III категории Ольга Пигасова.
Основные этапы работы над произведениями посетители могут посмотреть на фотографиях рядом с каждым из них. Так, на одном из снимков видно, что платье героини имеет желтый оттенок, хотя в оригинале одежда белая. Эта желтизна - результат нанесения слоев краски поверх лака, то, что реставраторы называют «надлаковыми записями». Они искажают первоначальный вид картины, возвращение которого требует долгого времени.
После ультрафиолета картина проходит несколько этапов укрепления с помощью рыбьего клея и папиросной бумаги. Затем специалисты устраняют прорывы в холсте, удаляют лак и записи, а также делают рентгенографию, которая позволяет узнать, что скрывается под видимой частью изображения.
Сейчас «Бытовой портрет» можно увидеть в почти оригинальном виде благодаря кропотливой и точной работе реставраторов. Специалистами восстановлены все детали, утраченные за два столетия, и теперь картина выглядит так, какой ее представил зрителю автор в XIX веке.
Портрет императора Франца Иосифа
Следующее полотно - парадный портрет императора Австрийской империи Франца Иосифа, написанный художником Евгением Максимо±вичем в начале XX века. Несколько лет назад Зоя Ивановна Жукова, жительница города Череповцы, подобрала выброшенную картину, и в 2016 году ее дети Татьяна и Валерий передали портрет в собрание Смоленского музея-заповедника.
Долгое время картина была свернута в рулон, что привело к ее сильной деформации, прорывам в местах складок. Из-за длительного неправильного хранения многие фрагменты произведения были утрачены, а авторская живопись сохранилась всего на 60 процентов. Ультрафиолетовое исследование показало большое количество поверхностных повреждений - царапин и потертостей.
Чтобы восстановить экспозиционный вид портрета, реставраторы собрали необходимую информацию и исторические факты об особенностях эпохи второй половины XIX - начала XX века. Какая была мода в одежде и интерьере, почему преобладают определенные цвета - на эти и другие вопросы профессионалам приходилось искать ответы.
«Чтобы восстановить утраченное изображение обуви императора, я искала аналогичные портреты, изучала обувь того времени. Потом я выяснила, что одежда императора церемониальная. Это объясняет и красную подошву, и пряжки на обуви, и даже цвет чулок», - отмечает реставратор Ольга Пигасова.
Примерно за два года реставраторам удалось полностью восстановить портрет императора. По словам Ольги, работа была сложной, но интересной: особенно увлекательно было собирать информацию о картине, изучать материалы, использованные художником.
Парные портреты
Завершают выставку портреты супругов Куракиных - Юлии Федоровны и Алексея Борисовича. Автор работ неизвестен. Однако искусствоведы предполагают, что художником является сам Алексей Куракин - дипломат, первый секретарь посольства в Париже и Вене (1840 - 1854), почетный член Императорской Академии художеств. Вместе с женой он служил при дворе Российской империи.
Как и предыдущие произведения, эти картины были серьезно повреждены, что привело к потере прочности и эластичности холста, многочисленным утратам и осыпи живописных слоев. Большинство цветов исказилось из-за пожелтевшей лаковой пленки.
Над восстановлением портретов три года работала реставратор I степени Ольга Куликова. Специалист удалила поверхностные загрязнения, вернула цветам насыщенность, сделала заметными детали, которые были не видны под слоем темного лака. Серьезная работа была проведена также над большим количеством отслоений. Если бы полотна не отреставрировали вовремя, они могли быть полностью утрачены из-за осыпавшихся красок.
Теперь портреты Куракиных максимально близки к оригиналу, и мы можем увидеть их такими, какими их создал автор чуть менее двух столетий назад.
Выставка открылась в мае, ее работа продлится до октября 2021 года.
Марина ГЛАДКОВА.