Секреты св. Иеронима Стридонского раскрывают смоленские реставраторы

В музее-заповеднике восстанавливают полотно XVI века. Голландский живописец наполнил портрет скрытыми посланиями. Но загадки оказались спрятаны и под слоями лака и краски.
...Мазками размером с точку художник-реставратор возвращает цвет туда, где авторская живопись была утрачена. Восстановление портрета святого Иеронима почти завершено. У Ольги Куликовой ушло несколько месяцев, чтобы вернуть старинной картине экспозиционный вид. -
Ольга Куликова художник-реставратор станковой живописи Смоленского государственного музея-заповедника
"Сейчас я корректирую реставрационные тонировки предшествующей реставрации, которая проводилась в 1960-х годах". -
А как портрет выглядел до реставрации? Не слишком ветхий, но чересчур темный и с утратами. Когда специалисты сняли поздние слои лака, оказалось, что стол в келье был не черного, а зеленого цвета. Стали видны предметы, о существовании которых раньше не подозревали - например, очки (хоть при жизни святого они еще изобретены не были) и ножницы для свечей. -
Ольга Куликова художник-реставратор станковой живописи Смоленского государственного музея-заповедника:
"Изменился колорит картины, выявился четкий рисунок вот этого голландского интерьера. Появилась очень мягкая светотень. То есть ее там не было практически, она была в темноте". -
Святой Иероним почитается как один из основателей католической церкви, как автор перевода Нового завета на латинский язык, аскет и мыслитель. Каждая деталь на его портрете несет тайный смысл и философский посыл. Так, череп, часы и догорающая свеча говорят о бренности человеческой жизни. Ножницы - что нить жизни может быть обрезана в любой миг. -
Ольга Белкина, искусствовед Смоленской художественной галереи:
Если такие элементы композиции, как книга, зрителю весьма понятны - книга указывает на знания; очки тоже весьма легко расшифровать - они говорят о мудрости; то предмет довольно загадочный - это расческа. Расческа нам говорит о систематизации знаний". -
Многие изображения святого Иеронима в той или иной степени повторяют живописный портрет кисти Альбрехта Дюрера. И смоленское полотно в том числе. Красное одеяние Иеронима Стридонского напоминает, что спустя много веков после смерти он был посвящен в сан кардинала. Черная биретта на голове - традиционный атрибут католического священника. Однако в процессе расчистки оказалось, что головной убор святого раньше черным не был. -
Ольга Куликова, художник-реставратор станковой живописи Смоленского государственного музея-заповедника:
"Обнаружилось в местах утрат, что цвет совершенно другой у шапочки. Это голубой цвет, то есть как у Дюрера изначально. Причем краска старая, тонкотертая - видимо, лазурит". -
Уже скоро восстановленный портрет вновь будет экспонироваться в художественной галерее. Если искусствоведы посчитают нужным, реставраторы вернут головному убору исконный голубой цвет. А пока они пытаются выяснить, почему биретта Святого Иеронима на смоленской картине поменяла колор.