Смоленские белорусы реализуют масштабный патриотический проект
"Дороги войны. Дороги Мира. Дороги Памяти". На протяжении пяти лет Белорусская национально-культурная автономия Смоленской области реализует масштабный патриотический проект. Ежегодно его участники проводят автопробег по регионам России и Белоруссии, где посещают памятники Великой Отечественной войны и собирают информацию о сражениях на этих территориях. Итогом данной работы стало издание "Атласа Памяти", которое стало возможным в том числе благодаря президентскому гранту.
Очередное путешествие должно было состояться этим летом, но вмешалась пандемия коронавируса и закрытие границ. Однако смоленские белорусы продолжают подготовку к юбилейному автопробегу.
...Это был один из первых проектов смоленских белорусов. Идея была в том, чтобы изучить путь наступления немецко-фашистских захватчиков на Москву. Первоначальный маршрут ограничивался Смоленской, Витебской областями, а также столицами двух стран.
Первый патриотический автопробег состоялся в 2016-м. Он назывался "Дорогами 41-го года" и был посвящен 75-летию начала Великой Отечественной войны. Тогда колонна автомобилей проехала 15 населенных пунктов Смоленщины и Белоруссии. Год спустя было принято решение повторить автопутешествие, поскольку идея понравилась не только белорусам и смолянам, но и жителям других регионов обоих государств. Автопробег получил новое название и новую жизнь.
К проекту "Дороги войны. Дороги Мира. Дороги Памяти" стали присоединяться новые регионы России и Белоруссии. Среди участников автопробега есть и ветераны боевых действий, и представители молодого поколения, журналисты и блогеры. В течение каждого патриотического путешествия они проводят встречи с населением, участниками Великой Отечественной, устраивают митинги, возлагают цветы, а также фиксируют координаты затерянных небольших мемориальных комплексов, выясняют, какие здесь были бои. -
Сергей Кривко, председатель Белорусской национально-культурной автономии Смоленской области:
"У нас есть подписаное соглашение с каждым из тех населенных пунктов, тех городов, где происходили военные события. Мы договариваемся, когда мы будем, какова будет программа". -
За четыре года проведения автопробегов накопилось большое количество письменных сведений и фотоматериалов о памятных местах, мемориалах времен войны. Итогом работы стало издание "Атласа Памяти". Это одновременно и карта дорог, и информационный справочник о мемориалах, расположенных на территории России и Белоруссии.
Проект был поддержан Фондом президентских грантов. В него уже вошли 30 городов. -
Сергей Кривко, председатель Белорусской национально-культурной автономии Смоленской области:
"По российским городам удалось договориться, и тоже это было очень хорошо воспринято - войти в программу "Атлас Памяти". И наша Вязьма, и как дальше по маршруту мы двигались - и Можайск, и Волоколамск, и Ржев, и потом Брянск. И все эти города - все сражения в зоне этих городов - они все находятся здесь". -
В этом году пятый автопробег должен был стартовать в июне, но из-за пандемии мероприятие нельзя было бы провести в полном формате. Из-за закрытых границ с Белоруссией маршрут был скорректирован и ограничится только российскими регионами. -
Станислав Каширин, руководитель общественной организации "Земляки":
"У нас остается неохваченным такой фрагмент - это северо-восток. Планируем доехать опять до Вязьмы, через Волоколамск на Ржев к новому памятнику". -
Изначально участники автопробега планировали попасть как раз ко дню открытия Ржевского мемориального комплекса Советскому солдату в июне этого года. Но не получилось. Однако это все равно одна из главных точек автопутешествия. -
Станислав Каширин, руководитель общественной организации "Земляки":
"Дальше потом, после этого, мы планируем двинуться к Москве. И было бы очень здорово, если бы осуществилась наша мечта этого года - доехать до Орла". -
Смоленские белорусы надеются все же провести патриотический автопробег в ноябре-декабре этого года.