"Это ВНЕклассно!" Смоляне - о минусах и плюсах "удаленки"
Этот материал хочу начать с анекдота: «На третий день карантина мать четырех детей изобрела вакцину от коронавируса»...
Несколько недель смоленские школьники, студенты, преподаватели и родители живут в новой, удаленной, реальности: изучают онлайн-программы, пишут «доклады по музыке» и «по ночам сидят на учебных сайтах, потому что днем все зависает» Но, оказывается, в столь беспрецедентной ситуации есть как минусы, так и плюсы.
На занятие в пижаме
Большинство родителей признаются: дети «на удаленке» стали больше уставать. Учеба дается нелегко: не понятно, как выстраивать процесс и успевать делать все уроки... Да и сбои в работе программ, увы, не редкость. Так, в начале апреля сайты «Дневник.ру», «Учи.ру» просто «рухнули» из-за наплыва пользователей.
«Мы всегда старались огородить сына от гаджетов, а сейчас он проводит у монитора чуть ли не весь день. Заданий много, групп в WhatsApp масса... При этом у нас есть еще и дополнительные занятия по английскому языку. Я, когда читаю в Интернете, что кто-то из родителей умудряется заниматься своими делами или отдыхать, очень им завидую», - рассказала мама пятиклассника Ильи Наталья.
Некоторые родители, не выдерживая такого режима, и вовсе отказываются от учебы. Они даже готовы смириться с тем, что их дети получат двойки
«А нам нравится заниматься в таком формате, - говорит мама семиклассницы Ольги Ирина. Дочь считает, что это «более современно». Да и во время контрольных она нервничает гораздо меньше, чем в классе, мол, дома и стены помогают. В итоге работы сданы на «отлично».
«Филонить стало проще»
О том, как гимназия 4 справляется с переходом на «удаленку», нам рассказал ее директор Сергей Ермоловский.
- Все уроки мы проводим дистанционно, используя как видеоконференции, так и обучающие платформы (Google Класс, «Якласс», «Учи.ру» и т.д.). Также учителя направляют ребятам домашние задания с комментариями и рекомендациями, а потом их собирают. Некоторые педагоги записывают уроки на камеру и с помощью электронной почты или социальных сетей рассылают их школьникам.
- Ученикам стало проще филонить или, наоборот, сложнее?
- Обратная связь затруднена, поэтому учителя не видят, как дети выполняют задания: сами или с помощью родителей, пользуются ли источниками информации, переписываются ли параллельно друг с другом в чате при выполнения самостоятельной работы... Не исключено, что филонить стало проще.
- Что оказалось самым сложным?
- Для учителей - увеличение времени работы за компьютером. И, если родители жалуются на то, что ребенок долго сидит перед монитором, то педагог мало того, что проводит уроки, он еще и готовится к ним исключительно за компьютером, а потом проверяет присланные задания... Скажу так: при дистанционном обучении КПД работы учителя снижается - он готовится к уроку гораздо дольше, а информации выдает меньше.
- ЕГЭ на «удаленке». Такое может случиться?
- На данный момент речь об отмене ЕГЭ или переводе его на дистанционный режим не стоит. Сложно представить, как такое вообще можно реализовать
ЦИТАТА
Директор гимназии 4 Сергей Ермоловский:
- Мы просим родителей делиться с нами своими мнениями по поводу учебы на «удаленке», и в целом они довольны. Хотя, безусловно, есть обеспокоенность большим временем нахождения около компьютера детей и от выросшего количества самостоятельной работой.
ЦИФРЫ
77% школьников рассказали, что у них увеличился объем домашних заданий, 49% - стали больше уставать. Каждому второму подростку дистанционное обучение дается труднее, чем очное. Для 65% учащихся запоминать и понимать новый материал оказалось гораздо проще во время обычных уроков в классе.
К таким результатам пришли специалисты проекта ОНФ «Равные возможности детям» и Фонда «Национальные ресурсы образования», опросив 2695 школьников по всей стране.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Марина Новикова о том, как пережить «удаленку»
- Сегодня мы все находимся в стрессовой ситуации. Родители ругают учителей, учителя - родителей И все вместе ругают детей. Потому давайте подумаем, как можно помочь школьникам выдержать изменения
1. Самое главное - постепенность! Не нужно за первые два-три дня пытаться усвоить все. Не у каждого родителя есть возможность делать с ребенком уроки по 5-6 часов в день. Пусть для вас и школьника переход на дистанционное обучение станет максимально плавным. Ведь современное образование построено таким образом, что любой пробел в знаниях сказывается на дальнейшей успеваемости. Но давно доказано: стресс снижает интеллектуальные способности и объем информации, которую необходимо усвоить.
2. Создайте условия для обучения дома. Если у ребенка нет своей комнаты, то в семье должно быть выделено место, где он может спокойно выполнять задания. Возможно, помогут длительные перерывы. Сложно воспринимать информацию онлайн - это перегружает мозг и каналы восприятия. У школьника должна быть возможность сделать паузы и перерывы необходимой ему длительности.
3. Если у сына или дочери не выпускной класс, то учебу можно отодвинуть на второй или даже третий планы. «Нагонит» летом. Сейчас важнее позаботиться о финансовой составляющей. Работа родителя всегда должна находиться в приоритете.
4. Уделите внимание, в первую очередь, тем предметам, которые ребенку сложно усвоить. С любимыми и простыми заданиями он справится и сам.
5. Количество времени около гаджетов в этот период может увеличиться. Если дети маленькие, помогайте им созваниваться по видеосвязи с друзьями. Ограничивайте время у планшета, но не перегибайте палку.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Я благодарна нашей школе!»
- Мои дети учатся в школе 2 в первом и третьем классах, работающих по вальдорфской методике, - отмечает Марина Новикова. - Переход на дистанционку у нас был достаточно мягким. Родителям разослали письма от руководства школы. В нем попросили позаботиться, в первую очередь о себе, режиме ребенка и его благополучии. Нас заверили, что любые проблемы, которые могут возникнуть в процессе обучения дома, школа скорректирует после выхода детей. Я была очень благодарна за такой подход. Я работаю дома, и мне, действительно, бывает сложно. Живу с детьми одна, выйти мы никуда не можем. В первом классе мы несколько раз организовали видео-чат, где дети могли пообщаться друг с другом, с учителем. Каждое утро педагог присылает задания: чтение, письмо, живопись, рукоделие. В нашей школе есть и такой предмет - занятия руками способствуют развитию мозга. Обязательно пересказ, ритмические упражнения с числами и словами. В третьем классе работа идет более самостоятельная: математика, русский язык и чтение. Сейчас подключили иностранный язык, музыку, игру на флейте, живопись, чтение вслух, пересказ, понимание текста. Физкультуру дети устраивают себе самостоятельно. Сын кувыркается, бегает, выходит погулять на балкон. Дочь прыгает через скакалку и практикует бег на месте. Конечно, сложно находиться 24 часа в сутки вместе. Но, считаю, в этой ситуации, лучше переждать, чтобы совсем скоро встретиться!
КСТАТИ
На селе процесс «удаленки» выглядит совершенно иначе. На заседании регионального оперативного штаба по борьбе с угрозой коронавируса и.о. начальника департамента по образованию и науке Елена Талкина рассказала: «для учеников, не имеющих доступа к Интернету, организован подвоз необходимых материалов школьными автобусами. Педагоги держат связь с ребятами и их родителями по телефону».
В ТЕМУ
Уже известно об отмене ОГЭ для девятиклассников. Ситуация с ЕГЭ для одиннадцатиклассников пока не ясна. Работа в удаленном режиме продлится минимум до 30 апреля, так постановило правительство. Дальнейшие действия будут зависеть от эпидемиологической ситуации в стране.
На блузке петличка с микрофоном
Вместо десятков внимательных глаз студентов один зоркий объектив веб-камеры. Онлайн-лекции проходят по всей стране, на дистанционное обучение перешло больше 80% вузов.
Так, к примеру, для Смоленского Государственного Университета это не стало проблемой образовательный процесс продолжается по всем программам, но в новой форме.
Уже несколько лет здесь существует электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) на платформе Moodle, и преподаватели ее активно используют. Сейчас она стала основным средством коммуникации.
Что касается живого общения, в вузе нет ограничений: педагоги сами выбирают сервисы, будь то Skype, мессенджеры или любые другие программы. Ушла в онлайн и библиотека - необходимую литературу преподаватели и студенты могут получить бесплатно.
С 20 по 24 апреля в университете проходит контрольная неделя. Более того, прорабатывается возможность применения онлайн-технологий и для сдачи экзаменов.
Что касается приемной кампании, то на сайте вуза появятся личные кабинеты абитуриентов, с помощью которых они смогут подать документы онлайн или выполнить вступительные испытания.
КСТАТИ
Все социальные гарантии студентов сохраняются они продолжают получать стипендии и материальную помощь, для студентов-льготников, получающих социальные стипендии, будет установлен особый режим их продления.
СКАЗАНО
Как смайлики и анекдоты помогают учиться
Светлана Кошевенко, заведующая кафедрой менеджмента факультета экономики и управления:
- За последние годы большая часть преподавателей СмолГУ прошла курсы повышения квалификации по использованию дистанционных технологий обучения. Это позволило избежать коллапса в период самоизоляции. Конечно, и нам, и студентам очень не хватает живой работы в аудитории, обмена эмоциями. Я пытаюсь это компенсировать через смайлики, анекдоты, рисунки. Плюсом стало то, что теперь мы сами распоряжаемся своим временем. Материал можно выложить заранее. Это «бонус» и для работающих студентов: они не боятся прогулять пары, ведь главное успеть не «к», а «до» назначенного времени. Это дисциплинирует. Мы справимся!
Ангелина Тимашкова, 2 курс, филологический факультет:
- Я составила расписание дня и успеваю делать многое: занимаюсь спортом, появилось время, чтобы заняться курсовым проектом и взяться за книги, которые нужно прочитать к сессии. Обычно у студентов это принято делать в последний момент. Еще есть возможность чаще общаться с семьей, сделать уборку дома.
Олег Сакович, 3 курс, естественно-географический факультет:
- Заданий, конечно, сейчас стало чуть больше. Вероятно, это связано с тем, что преподаватели хотят донести до нас информацию, необходимую для успешной сдачи сессии, дают разные источники. Конечно, иногда довольно сложно усваивать знания в таком количестве.
Вместо заключения
Всегда помните: то, что сначала злит и шокирует, спустя время становится не только приемлемым, но даже привлекательным. Так, в образовательной среде бытует мнение, что ученики могут вскоре настолько привыкнуть к дистанционке, что и возвращаться за парты не захотят. «У нас появились инструменты, которыми можно пользоваться в дальнейшем в случае необходимости», - отмечают преподаватели. И добавляют: «Чем это плохо? Не исключено, что и в дальнейшем мы можем столкнуться с ситуациями, когда всем полезно будет уходить в онлайн».
«Горячие линии»
У вас есть вопросы или жалобы по дистанционному обучению?
Позвоните по этим телефонам и вам все расскажут, объяснят, помогут!
8 (951) 713-26-86 для муниципальных органов управления образованием, директоров школ и учителей.
8 (4812) 29-27-60 для родителей.
8 (4812) 29-27-57 по вопросам среднего профессионального образования.
* На момент выхода газеты в печать стало известно, что школьники не будут писать годовые контрольные и сочинения. Об этом на брифинге сообщил министр просвещения Сергей Кравцов. Он рассказал, что сроки проведения всероссийских проверочных работ (которые пишут учащиеся 4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 10-х и 11-х классов) перенесены на начало следующего учебного года.
Что касается 9-х классов, основной государственный экзамен будет проходить по двум предметам русскому языку и математике. При этом каждый регион, принимая взвешенное решение с учетом эпидемиологической ситуации, проведет его в свои сроки, с 8 июня по 31 июля. Сдавать предметы по выбору девятиклассникам не надо.
Сроки сдачи единого государственного экзамена также сдвинуты. Пока принято решение начать ЕГЭ с 8 июня, но, возможно, он будет перенесен. Окончательное решение примут после майских праздников. Организация его проведения меняться не будет.
Кроме того, решено, что участники регионального этапа олимпиады, которые завершают учебу в этом году, набравшие проходной балл, признаются призерами. Им выдадут дипломы. Остальные участники регэтапа, которые также набрали проходной балл, но в следующем году продолжат обучение, сразу переходят в финальный этап в 2021 году.
Автор: Ольга Градова.