День Победы: Егоров Юрий Корнеевич - ветеран войны и пожарной охраны
Пожелтевшая от времени страница из военной газеты 1944 года. На 4 полосе статья, начинающаяся со слов: «В бою случилось так, что гвардии старший сержант Егоров оказался в кольце немцев», - с этих строк почти 72 года назад состоялась первое знакомство смолян с ветераном пожарной службы, героем Великой Отечественной войны Ю.К.Егоровым.
Его биографию трудно уместить на одной страничке: помимо тяжелых лет войны, бесконечно можно рассказывать о неоценимом вкладе Юрия Егоровича в его любимое дело – пожарную охрану.
Егоров Юрий Корнеевич – коренной смолянин. Он родился 25 сентября 1926 года в деревне Селезнево. Прямо со школьной скамьи, будучи 17-ти летним мальчишкой, Юрий попал на фронт. С 6 мая 1944 года проходил службу в 269 гвардейском полку 88 дивизии 8 гвардейской армии, где занимал должность командира пулеметного взвода в звании старшего сержанта. Принимал участие в освобождении заключенных нацистских концлагерях и оккупированных территориях Польши. Брал Берлин. За время войны был четырежды ранен и контужен. 1 февраля 1952 года устроился в пожарную часть на должность командира отделения, где и проработал практически 30 лет.
«Когда дедушка надевал гимнастерку с наградами, все домочадцы смотрели на него как на живое воплощение поколения-победителей. Он был для нас примером того, каким должен быть настоящий человек, мужчина, отец и спасатель. Знаете, я никогда не встречала настолько открытых и бескорыстных людей, живущих не для себя, а для людей вокруг, вставая каждое утро ради того, чтоб сохранять мирное небо над головой», - вспоминает внучка героя Юлия, - он редко делился воспоминаниями о фронтовых буднях. Да и о своей службе, подвигах, как на войне, так и в пожарной охране он рассказывал увлечённо, но в то же время удивительно спокойно и просто, как о чём-то привычном, совершенно обыденном».
«Потому что каждый его день был отмечен подвигом», - продолжает Анна Викторовна-невестка ветерана, - «Юрий Корнеевич не мог ни секунды сидеть без дела: работа, домашние дела, активная общественная жизнь, которая была для него необходимой и естественной: пройдя через жерло самой кровопролитной в истории человечества войны, ежедневно спасая людей из огня, он стремился донести до молодого поколения память о патриотизме и мужестве советских людей, пытался уберечь каждого от любой, даже самой маленькой беды: его всегда слушали, затаив дыхание, потому что рассказывал он только о том, что видел и что пережил сам».
К сожалению, мне не удалось лично увидеть этого человека - Юрий Корнеевич скончался 22 июня 2016 года. Пересматривая уже поблекшие черно-белые фото, слушая истории, вызывающие бег мурашек по коже, невольно хочется плакать. Несмотря на то, что я никогда не видела этого человека, создается ощущение, что знала его всю жизнь. К таким людям всегда испытываешь чувство особого уважения, чувство гордости за то, что именно они остановили коричневую чуму, готовую расползтись по всей планете, что именно они отстояли мир на земле, и даже тогда, когда все закончилось, они продолжали защищать свою родину.
«Мы познакомились сразу после войны,- вытирая слезы и опуская глаза вниз вспоминает жена ветерана Мария Егоровна, - я как сейчас помню этот день: собрание в детском доме деревни Слободка, куда я устроилась работать сразу после войны, к нам пришел молодой парень, он посмотрел на меня огненным взглядом и сразу сел рядом. Огромные крепкие руки, волевой подбородок, и редкие морщины еще на совсем детском лице - сразу читалось, что этот человек не раз видел смерть собственными глазами. Твердая осанка, орлиный, но добрый взгляд, лицо всегда озаряла широкая улыбка, казалось, что этот юноша абсолютно не умеет плакать. С тех пор я никогда не видела его без улыбки, даже когда он приходил с работы после тяжелого трудового дня».
- Как Юрий Корнеевич пришел на службу в пожарную охрану?
- Существует целая легенда об этом случае, ее пересказывают как байку с другими именами по всей России. Знаете, он ко всему относился с юмором, поэтому и история, которую он рассказывал, естественно не была лишена иронии:
«Вы часто спрашиваете меня, как я стал пожарным. Хотел я этого или нет. Думаю, хотел, иначе бы судьба не сделала мне такой подарок. А случай до банальности прост: как-то я прогуливался вечером по Площади Смирнова, одет был просто: спортивные штаны, белая майка и шлепки на босу ногу. Я думал о чем-то своем, смотрел на пробегающих мимо людей и радовался мирному небу над головой. От моих мыслей меня оторвал сигнал проезжающей мимо машины. Из окна пожарного автомобиля выглянул мой старый знакомый со словами: «Привет, Корнеич, куда путь держишь?». Ну, я, недолго думая, и ответил с серьезным лицом: «Да вот, иду топиться – работать хочу, сил нет!»
- «Ну что же ты, Юра, топиться - это не дело, приходи лучше к нам - пожарным будешь работать!»
«Ну, я и пришел, позвали же, значит, нужен был…Нужен он там был, понимаете?»,- с лица Марии Егоровны ускользает улыбка, и она, поправляя воротничок рубашки и отложив в сторону тяжелый фотоальбом, не спеша встает, и идет к шкафу. Скрипящая деревянная дверь скрывала за собой китель с наградами ветерана, полностью пропитанный слезами вдовы.
«Дедушка безумно любил свою работу, мне кажется, он жил ею. Как ни странно, он рассказывал мало, видимо, старался уберечь, хотел, чтобы мы даже косвенно не присутствовали рядом с чьим-то горем. Я помню только одну историю. В тот вечер он вернулся со смены уставший, пахнувший гарью. Всклоченные волосы, лицо и руки перепачканы сажей…Бабушка, подскочив с дивана, побежала к нему: «Юра, что с тобой? Все хорошо? Ты цел?»
- «Успокойся. Я в полном порядке», - на его лице засияла такая родная для меня улыбка….
«Уже вечером, на кухне, дедушка смог рассказать о случившимся: «Снова пожар. Здание практически дотла выгорело. В квартире мать с четырьмя детьми. Бедная…Как они теперь? Она, видимо, с самым маленьким сидела, грудничком, да уснула. А детки постарше за плитой не уследили, ну вот и беда…Когда мы приехали, попасть в здание можно было только через окно - огонь полыхал повсюду. Я стекло выбил, женщину с младшеньким сразу удалось вынести, а вот еще двое – как сквозь землю провалились, видимо испугались, да спрятались, я бросился их искать, да все бестолку - ни в шкафу, ни под кроватью - нигде нет…Чувствую, что сам начинаю терять сознание и тихонечко по стенке сползаю, картинка уже достаточно расплывшаяся - сориентироваться трудно. Но тут, я услышал слабый писк, смотрю – мальчуганы: одного – за шиворот, второго - под руку и на себя, еле вышли. Но, слава богу, все живы и здоровы, легким испугом отделались… Юленька, а ты чего не спишь до сих пор, иди в кроватку, сейчас дедушка тебе сказку придет рассказывать…».
«Да. Он безумно любил семью. Все время проводил с детьми. Бывало, придет с работы, и сразу к внукам. Брал на все парады, рассказывал о работе. Они вечно бежали, куда-то опаздывали»,- поддерживает дочь Анна Викторовна, - но помимо работы и дома у папы была еще одна страсть - мотоциклы. Он был неразделим от старенького ИЖа «Юпитер», которого холил и лелеял как ребенка. Практически никогда не ездил на машине, попросту не любил, вечно отвечал: «Зачем мне сидеть в коробке? Я должен чувствовать силу природы, видеть людей вокруг»... Когда я узнала о Юрии Корнеевиче, и мечтать не могла о том, что судьба сведет меня с ним».
- А как произошла ваша встреча?
-«Я познакомилась с ним, как это ни парадоксально, на его же работе. Я пришла на экскурсию в пожарно-техническую выставку по улице Урицкого. В музее стоял бюст Юрия Корнеевича. Если честно, тогда мне казалось, что все герои исчезли еще во время войны, но тут я узнала о нем. А спустя годы этот человек стал для меня отцом. Почему-то, всю его жизнь получалось так, что семья и работа были неотделимы друг от друга».
-«Знаете, сослуживцы по работе и были его семьей,- вытирая заплаканные глаза, вспоминает жена ветерана,- он не мог жить без пожарной охраны. Помню, когда в 98 году у Юры случился первый инсульт, он, не слушая предупреждения врачей, бежал на работу, кричал нам: «Я все равно поеду! И не держите! Я там нужен, понимаете, нужен!».
Казалось бы, уйдя на заслуженный отдых, кавалер орденов «Отечественной войны 1 степени», «Славы 3 степени», «Красного Знамени», медалей «За отвагу», «Жукова», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За отвагу на пожаре», медаль МЧС России «Маршал Василий Чуйков», нагрудного знака «Отличный пожарный», человек, так много сделавший для Отечества, мог бы погрузиться в тишину и покой. Но спокойная жизнь была не для Егорова.
Юрия Корнеевича не останавливали и последующие инсульты, после которых здоровье становилось все хуже и хуже. В 2003 году в Главном управлении МЧС России по Смоленской области проходила очередная встреча ветеранов пожарной службы, врачи категорически запретили огнеборцу вставать с постели, но Юрия это не остановило. У Егорова уже отказали ноги, он практически не мог передвигаться самостоятельно, но как только прозвенел телефон, где из трубки доносилось: «Приезжайте! Мы Вас ждем!», он тут же поспешно засобирался… «Ты что, с ума сошел!!! В этот раз никаких собраний, и точка!», - решила взволнованная жена. Но как только супруга на пару минут отлучилась из квартиры, Юрий Корнеевич тут же набрал номер и произнес: «Да. Это я. Я готов. Высылайте экипаж, попросите ребят вынести меня из квартиры. Нет-нет, что Вы, я прекрасно себя чувствую. Не переживайте!»…Спустя 20 минут Егорова уже поднимали на руках на 4 этаж управления…. После этого случая спасателю стало окончательно плохо…
«Бабушка ругалась, плакала, не отходила от дедушки ни на секунду. Но уже было поздно. Болезнь захватила его окончательно, он окончательно слег, а потом и вовсе перестал узнавать людей….,- Юлия сделала глубокий вдох,- извините, у Вас не будет стакана воды?»
Терпеливый и поистине сильный человек, всю жизнь посвятивший безопасности людей, Юрий Корнеевич Егоров – один из тех, кто сумел сделать этот мир немного лучше, тот, кто смог превратить свои цели и желания в реальность, ведь только сильные воплощают мечту в жизнь. Дай Бог, чтобы подобные люди встретились на пути каждого из нас. А память о Юрии Корнеевиче всегда будет жить в наших сердцах!