Кому вершки, а кому корешки?
Министерство строительства и ЖКХ России разработало законопроект, предусматривающий отзыв во внесудебном порядке лицензий у управляющих компаний (УК). Такая мера должна применяться при совершении УК двух грубых нарушений в течение года (например, неточностей в коммунальных квитанциях) или одного особо крупного, в результате которого был причинен вред здоровью человека. Сейчас инициатива Минстроя находится на рассмотрении в правительстве и в скором времени должна быть передана в Госдуму.
Напомним, в настоящий момент аннулировать лицензию УК может только суд по заявлению органа государственного надзора - жилищной инспекции (ч. 1 ст. 199 Жилищного кодекса РФ). Оно может быть подано, если в течение года управляющей организации (или ее должностному лицу) два раза и более суд назначал административное наказание за неисполнение предписаний.
Также коммунальное ведомство намерено добиться запрета на выдачу лицензий УК, которые имеют одинаковые или схожие названия, потому что это создает «определенные условия для различных махинаций». Для Смоленска, где несколько лет назад работало сразу несколько десятков ЖЭУ, эта проблема особенно актуальна.
Кроме того, чиновники хотят уже к 2017 году полностью исключить посредничество УК при оплате потребителями коммунальных услуг. Причина - нецелевое расходование средств. По мнению разработчиков законопроекта, переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями позволит решить эту проблему.
«С прямыми договорами не все так просто, - считает руководитель регионального Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Роман Романов. - Да, с их помощью денежный поток за коммунальные ресурсы будет направлен мимо УК напрямую к ресурсоснабжающим. Однако остается вопрос - кто будет отвечать за бесперебойную поставку коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов (МКД)? Какие конкретно обязанности берут на себя получатели денег перед потребителями? Или получится так: «вершки» (деньги) - ресурсникам, а «корешки» (проблемы) – управляющим организациям? А они готовы с этим смириться?»
Планируется, что все законодательные инициативы будут приняты до конца 2016 года.
«Капитальная» отсрочка для неплательщиков
Те собственники жилья, которые своевременно не оплачивают взносы на капремонт, могут получить отсрочку по начислению пени. Законопроект, смягчающий штрафные санкции, поступил на рассмотрение в Госдуму. Напомним, что разработчики документа предлагают начинать начисление пени за неуплаченные взносы на капремонт по прогрессивной шкале, начиная с 31-го дня просрочки. К слову, частью 1 статьи 155 ЖК РФ установлен срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за капитальный ремонт, - ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления МКД.
В ноябре 2015-го были приняты поправки, которые установили: потребители, несвоевременно или не полностью внесшие плату за жилое помещение, коммунальные услуги, обязаны платить пени кредитору, начисляемые по прогрессивной шкале, начиная с 31-го дня просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, а начиная с 91-го дня - из расчета 1/130 ставки. Однако отсрочка начисления пеней не распространяется на «капитальные» взносы. Собственникам жилья, которые опаздывают с такими платежами, начинают начислять в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ, начиная уже со следующего дня после истечения срока оплаты.
Авторы законопроекта предлагают изменить эту схему, чтобы подход к начислению пени за долги по всем платежам за ЖКХ был единым.
«Основная проблема по сборам взносов на капремонт у регионального оператора Смоленской области - крупные неплательщики (муниципальные образования и юридические лица), - говорит Роман Романов. – Что касается физических лиц, то для них поступило предложение установить специальный срок исковой давности - не три года, а пять лет. Трудно сказать, поддержат ли это предложение, но оно было направлено в Общественную палату Российской Федерации. Кроме того, дома, в которых сборы на капремонт незначительны, предлагают включать в планы капремонта в последнюю очередь».
ФАС оправдал рост тарифов
Федеральная антимонопольная служба РФ предлагает ограничить рост совокупного платежа потребителей за коммунальные услуги с 1 июля 2017 года по июнь 2018-го уровнем 5,5 процента. Это более чем на процент выше, чем в прежние годы. В Смоленском регионе в 2016 году рост тарифов произойдет 1 июля. В среднем все коммунальные услуги подорожают на 4,4 процента. Так, в среднем стоимость одного киловатта электроэнергии в Смоленской области вырастет на 7,4 процента, гигакалории тепла - на 4 процента, кубометр газа - на 2 процента, а кубометр водоснабжения и водоотведения - на 4,3 процента. Тарифы на коммунальные ресурсы повышаются в Смоленской области раз в год, а значит, до второго полугодия 2017-го повышения быть не должно.
НАПОМИНАЛКА
В июле 2015-го коммунальная инфляция была более заметной. Тогда один киловатт электроэнергии «окреп» на 8 процентов, кубометр газа – на 7,5 процента, гигакалория тепла - на 8,5 процента, а кубометр водоснабжения и водоотведения – на 11,1 процента.