Смоленская транспортная прокуратура добивается возобновления работы железнодорожной станции Крапивинская
Станция Крапивинская в Рославльском районе была закрыта на основании соответствующего приказа начальника Смоленского отделения Московской железной дороги, подписанного
5 июня 2007 года. Во исполнение этого решения был демонтирован участок железнодорожного пути, закрыто помещение станции, обслуживающий ее персонал переведен на другие участки, а жители села Первомайского и деревни Крапивенской лишились возможности пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Пострадали и интересы Первомайского стекольного завода, потерявшего возможность получать грузы и отправлять готовую продукцию по железной дороге. Руководство предприятия обратилось в Смоленскую транспортную прокуратуру с просьбой разобраться, в какой степени соответствует российскому законодательству приказ начальника Смоленского отделения МЖД о закрытии станции Крапивинская. Как оказалось, закон нарушен.
- В соответствии с действующим законодательством вопрос о закрытии железнодорожной станции находится в компетенции Федерального агентства железнодорожного транспорта. Соответствующее решение должно приниматься с учетом заключений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и субъекта РФ, - пояснил старший помощник транспортного прокурора Александр Аронов. - Нужно отметить, что ОАО «Российские железные дороги» является субъектом предпринимательской деятельности, владельцем железнодорожной инфраструктуры. Должностные лица компании не имеют права принимать решение о демонтаже путей. Закрытие железнодорожного узла повлекло за собой нарушение прав жителей двух населенных пунктов на пользование услугами железнодорожного транспорта.
По словам г-на Аронова, транспортная прокуратура направила протест руководителю Смоленского отделения МЖД, который не был удовлетворен в определенные законом сроки. В связи с этим Смоленская транспортная прокуратура обратилась с иском в Мещанский суд Москвы
(по месту расположения ответчика - ОАО «РЖД») о признании указанного приказа начальника Смоленского отделения Московской железной дороги недействительным и о восстановлении положения, существовавшего до указанного нарушения. Необходимо отметить, что в ответ на активные действия транспортной прокуратуры указанный выше приказ все-таки был отменен, однако это не привело к восстановлению железнодорожных путей и возобновлению работы станции, а это как раз те решения, которых намерена добиваться в суде транспортная прокуратура. К сожалению, пока она не чувствует никакой поддержки органов государственной власти, привлеченных в качестве третьих лиц: представители Федерального агентства железнодорожного транспорта и администрации Смоленской области в судебном процессе участия не принимают и это, в частности, мешает получить ответ на главный вопрос - давали ли они согласие на закрытие станции Крапивинская.
В деле есть еще одна сложность. В России существует Единый реестр железнодорожных станций, в соответствии с которым Крапивинская с 1997 года значится закрытой для грузовых перевозок. При этом, как и в случае с нынешней ситуацией, нет никаких подтверждений того, что это решение согласовывалось с администрацией области, антимонопольным ведомством и другими заинтересованными структурами. По словам Александра Аронова, для того чтобы разобраться в судьбе Крапивинской, необходимо содействие органов государственной власти, но что совершенно ясно, так это то, что из числа пассажирских железнодорожных станций Крапивинскую никто не вычеркивал.
Дмитрий РАИЧЕВ.