В Смоленске даже в «бесплатной» больнице приходится платить за все
Коррупция пронизывает все этажи системы здравоохранения — эта болезнь поразила и участковых медсестер в «подвале», и министерских чинуш в «пентхаусе». Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах рядовых врачей коррупция начинается с 500 рублей, то уж «в верхах» она измеряется миллионами... И не рублей, а долларов. Сфера медицины — особая: с одной стороны, пациенту порой очень хочется отблагодарить хорошего врача, с другой — иногда, выполняя свои прямые профессиональные обязанности, вас просто вынуждают «дать на лапу». Дело дошло до абсурда: даже в «бесплатной» больнице приходится платить за все!
Так и живем: врачи боятся, но от конвертиков не отказываются, больные тоже страшатся, что их «залечат» до смерти, и несут (бывает, что и последнее). Самое страшное, что практически всех устраивает сложившееся положение дел. К тому же в антикоррупционный «бредень» редко попадает крупная рыба - высокопоставленные воротилы, как правило, находят возможность избежать сурового наказания. Согласно результатам исследования, проведенного Генпрокуратурой РФ, сегодня более половины осужденных за взяточничество получают условные сроки. За решетку в 2011 году отправились лишь 16 процентов обвиняемых, больше половины из них осуждены за взятку в размере от 500 рублей до десяти тысяч рублей. Основная масса приговоренных взяточников – рядовые врачи и милиционеры.
Перед вами – один из так называемых рядовых недавних случаев коррупции «по-мелкому», рассмотренных прокуратурой Промышленного района, - покушение на взятку в размере скромного должностного оклада, со всеми добавками едва превышающего восемь тысяч рублей. Вторая история тянет на полтора миллиона.
Шутка… обернулась взяткой?
Служить в армии хлопотно, да и не каждому хочется отдать Родине священный воинский долг. Особенно, если призывник телом и духом немощен, но – вот беда! Нередко бывает так, что многие болячки, ослабившие здоровье молодого человека, не препятствуют несению службы в рядах Вооруженных Сил. Несложно предположить, что среди специалистов в белых одеждах встречаются и те, кто готов помочь благодарному уклонисту за небольшой денежный презент.
22 ноября 2010 года в рентгенкабинет консультативной поликлиники ОГУЗ «СОКБ» на Гагарина, 27 обратился Слава Корольков (Здесь и далее фамилии и имена из этических соображений изменены, - Авт.) - На осмотр травматолога-ортопеда Славу направил хирург военного комиссариата Смоленской области. Врач обнаружил у Славы плоскостопие. Чтобы определить степень тяжести патологии, потребовалась рентгенограмма. Он остался с рентгенологом наедине, и врач призналась парню, что обследование, скорее всего, покажет, что у Королькова плоскостопие второй степени, и с таким диагнозом он будет признан годным к воинской службе. Но она, всесильная Татьяна Ивановна Прокопенко, может сделать и другое заключение, и Славе поставят другой диагноз - «Плоскостопие III степени», который автоматически освободит его от призыва. Прямо из кабинета рентгенолога Слава позвонил матери по мобильному и передал подробности разговора с Прокопенко. Татьяна Ивановна пояснила маме потенциального призывника, что ничего невозможного на свете нет, и диагноз можно изменить за вознаграждение.
Тут-то и вспомнила мать Королькова громкий слоган: «Вымогают взятку? Звони!», обратилась к сотрудникам милиции и уже на следующий день встретилась в поликлинике с Прокопенко. Поначалу речь шла о десяти тысячах рублей, однако Корольковой удалось «сторговаться» до восьми тысяч. Слава получил «индульгенцию» от службы в армии…
Осталось вручить взятку. Попытка передачи денег произошла 24 ноября в туалете поликлиники. Прокопенко крайне расстроило внезапное вторжение сотрудников УБЭП в дамскую комнату – ни счастливей, ни богаче она не стала.
В суде Татьяна Ивановна своей вины не признала, заявив, что всего лишь…пошутила. Никакого криминального смысла в свои слова не вкладывала - пациенты нередко обещают ее отблагодарить, и никогда этого не делают. Шутка вышла горькая, злая… И вообще, врача на взятку спровоцировали, попросив ее помочь внести ложные сведение в акт исследования здоровья призывника, - а незавидное материальное положение рентгенолога (зарплата 8 500 тыс. рублей) способствует искушению…
Промышленный районный суд учел все обстоятельства дела о покушении на взятку, приговорив в мае этого года Т.И. Прокопенко к трем годам лишения свободы условно.
Как украсть миллион?
Как украсть миллион, используя служебное положение в личных целях? Все гениальное просто. Первую блестящую махинацию уважаемый в Смоленске человек, главврач одной из поликлиник областного центра Андрей Валентинович Воропаев (имя и фамилия изменены) задумал и осуществил в октябре 2006 года. Осведомленный о том, что Игорь Куликов - сын главбуха поликлиники, Воропаев дал распоряжение бухгалтеру написать заявление от имени Куликова о приеме на работу в должности программиста. Бухгалтер безропотно (главный приказал!) составила депешу и передала ее руководству. Андрей Валентинович распорядился оформить в отделе кадров приказ и трудовой договор о приеме Куликова на полставки с окладом 2 737 рублей, скрепил документы подписью и вернул их бухгалтеру поликлиники. А та, в свою очередь, также расписалась за специалиста, которого в течение трех лет и в глаза никто не видел. (Куликов в поликлинике объявился лишь в феврале 2010 года, и честно работал здесь до июня, однако закорючку за Игоря в ведомости по-прежнему ставила бухгалтер-кассир – несовпадение подписей наверняка бы привлекло внимание ревизоров).
Дело оставалось за малым. По указке автора великолепной комбинации кассир, бухгалтер и главбух стали получать в кассе зарплату за программиста Игоря и передавали деньги главврачу. Воропаев подстраховался от «лишних глаз», повелев бухгалтеру поликлиники готовить платежные ведомости о получении Куликовым зарплаты отдельно от платежек остальных сотрудников этого лечебного учреждения.
За три с небольшим года (с ноября 2006-го по январь 2010-го) мизерная ставка «программиста», исправно «получавшего» в кассе деньги, принесла Андрею Валентиновичу недурную прибыль. Проверка КРО доказала, что предприимчивый руководитель медицинского учреждения фактически похитил из городского бюджета ни больше, ни меньше… 467 250 рублей, совершив преступление, предусмотренное ст. 160 ч. 3 УК РФ.
Андрей Воропаев был всегда на хорошем счету: неоднократно награждался грамотами и дипломами, имел в послужном списке и нагрудный знак «Отличник здравоохранения». Начиная с февраля 2009-го по 30 апреля 2010 года «отличник здравоохранения», по совместительству выполнявший организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, незаконно начислял себе премии «стимулирующего характера» - «за интенсивность и высокие результаты работы». Новой афере способствовало крайне удачное стечение обстоятельств.
30 января 2009 года постановлением городской администрации № 79-адм было утверждено «Положение об отраслевой системе оплаты труда в муниципальных лечебно-профилактических учреждениях», согласно пункту 2.5. которого размеры выплат стимулирующего характера для руководителей учреждений устанавливаются приказом руководителя органа власти администрации г. Смоленска по здравоохранению, исходя из показателей эффективности работы учреждения. И еще: следуя казенному языку официальных формулировок, Воропаев претендовал на премии «согласно п. 4.2. в соответствии с «Положением об отраслевой системе оплаты труда в МЛПУ», утвержденным тем же январским постановлением № 79-адм., и Уставу поликлиники.
- О новом положении премирования руководства медучреждений руководитель поликлиники узнал на семинаре в администрации, и с тех пор каждый месяц давал указания главному бухгалтеру готовить приказы о выплатах стимулирующего характера, - говорит гособвинитель, старший помощник прокурора Промышленного района Надежда Завьялова. - Ему оставалось лишь поставить в них свою подпись и тратить деньги на личные нужды. Андрей Валентинович поощрял себя на свой страх и риск, хотя должен был получать надбавку к зарплате по приказу управления здравоохранения. Так, только за февраль 2009 года Воропаев премировал себя достаточно «скромной» суммой в размере…42 360 рублей, в декабре этого же года надбавка за эффективный и доблестный труд достигла уже 179 095 рублей, в марте 2010-го составила 81 804 рублей. Напомню, что премии главврачу начислялись ежемесячно!
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности МЛПУ, проведенная по поручению следователя ОРЧ ЭБи ПК УМВД Смоленской области, установила, что за год с небольшим руководства медучреждением А.В. Воропаев «самопремировался» на сумму 1 029 658 рублей. Общий ущерб, нанесенный муниципалитету, составил 1.496.908 рублей. Плюс 36 копеек – не в счет. Мелочи жизни…
В мае Андрей Воропаев приговорен Промышленным районным судом к трем годам лишения свободы (условно). Также суд постановил взыскать с Андрея Валентиновича в счет возмещения ущерба 1 миллион 496 тысяч 908 рублей… Приговор в законную силу не вступил и находится в стадии обжалования в Смоленском областном суде. Именно по этой причине газета пока не имеет возможности обнародовать название медицинского учреждения, которое возглавлял господин Воропаев. Бывший главврач.
Справка «РП»
Действующее законодательство предусматривает ответственность за простую взятку (до 150 тысяч рублей) и взятку в крупном размере (свыше 150 тысяч рублей).
Законопроектом «О внесении изменений в УК РФ об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» предлагается закрепить четыре вида взятки в зависимости от их размера: простая взятка (до 25 тысяч рублей); взятка в значительном размере (от 25 тысяч рублей до 150 тысяч рублей); взятка в крупном размере (от 150 тысяч рублей до 1 млн. рублей); взятка в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей).
За получение взятки в особо крупном размере предлагается установить наказание в виде штрафа объемом от 80-кратной до 100-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности.
P.S. В настоящее время объём бытовой коррупции ( взятки врачей , преподавателей и автоинспекторов) не превышает одного (!) процента всего коррупционного капитала. К сказанному больше прибавить нечего…