Анатолий ГАПЕЕНКО посмотрел изнутри на будни 440-го отдельного вертолётного полка, базирующегося на аэродроме «Вязьма-Двоёвка»
Анатолий ГАПЕЕНКО посмотрел изнутри на будни единственного действующего в области военного авиаподразделения – 440-го отдельного вертолётного полка. Полк базируется на аэродроме «Вязьма-Двоёвка» в пригороде райцентра. В составе этого подразделения армейской авиации три эскадрильи: боевая с «Ми-24» и две с «Ми-8» – транспортная и специализированная для радиолокационной борьбы.
Вертолёт начинается с центра
В основе каждого полёта – грамотное планирование и командование. В командно-диспетчерском пункте старшие офицеры внимательно следят за полётами своих подчинённых и коллег, помогая им ориентироваться в воздухе. За продолжительностью полёта каждой машины внимательно следят хронометражисты.
Интересный факт: аэродром ещё в годы войны построили… немцы. Причем взлётная полоса (сейчас она стала выездным участком между двумя удлинёнными полосами) была направлена строго на Москву. После войны аэродром достался победителям и, пройдя небольшую «коррекцию», использовался уже в западном направлении. А сейчас, в мирное время, техника «нарезает круги» по всему Центральному федеральному округу нашей страны. К слову, по соседству расположились самолёты ДОСААФ, на которых выступает пилотажная группа «Русь». У них отдельная полоса и диспетчерский пункт.
К нашему приезду свои полёты уже заканчивала первая смена. Каждую неделю таких смен набирается восемь, то есть техника поднимается над землёй практически через день. За каждую смену эскадрилья набирает в среднем по 50 лётных часов.
«Носороги», «танки» и «лошадки»
Приземлившиеся махины тут же попадают в прицел камер. Техники и пилоты – кто охотно, а кто не очень – делятся впечатлениями, рассказывают о своей нелёгкой работе и позируют на фоне винтокрылых аппаратов. А вот лётчики, которым предстоят вылеты, отказываются: фотографироваться «до воздуха» нельзя – плохая примета.
«Ми-24», который у нас называют «крокодилом» и «горбатым», а за границей – «ланью», «полосатым» и «носорогом», свое габаритное прозвище заслужил не зря. Масса агрегата 12 тонн, объём бака – 900 литров керосина, на вооружении стоят ракеты и крупнокалиберные пушки. Максимальная скорость – до 350 километров в час. Примечательно, что на Западе эту машину отказываются признавать полноценным вертолётом – из-за небольших крыльев по бокам, на которых крепятся ракеты. В скором времени полк пополнится новыми «летающими танками» «Ми-28». Как признаются работники аэродрома, техников ждёт сокращение, но они не унывают, а повышают квалификацию в центре обучения в Торжке.
Вторая разновидность вертолётов полка – «рабочие лошадки» «Ми-8». Именно на них, прошедших все советские и российские войны последнего полувека, успешно перевозят пехоту, десант, грузы, а также осуществляют фотосъёмку. Техника простая и неприхотливая, зато и топлива «кушает» немало.
Численность боевых единиц полка – большой секрет, равно как и снаряжение спец-«Ми-8». Экскурсовод лишь приоткрыл небольшой секрет. Оказывается, эти вертолёты служат не для простой войны, а для информационной: они успешно глушат любые сигналы в радиусе нескольких километров. Беглого взгляда на аэродром достаточно, чтобы понять: только на земле машин больше трёх десятков, а ведь ещё есть в воздухе. Летают они постоянно, чтобы «порох не залежался». Свои боевые учения вертолёты регулярно проводят на полигоне в Дорогобужском районе.
Слава, добытая в воздухе
В перерывах между лётными сменами участникам пресс-тура показали полковой музей. Первоначально, ещё после Второй мировой, полк располагался аж в немецком городе Стендаль (или Штендаль, на местный лад). В 87-м полк постепенно стал сворачиваться и начал свой долгий путь на Родину, который лежал через Черняховск, Клайпеду и Оршу. Обосновавшись в Вязьме (кстати, у полка двойной герб – по половине от смоленского и немецкого городов), полк стал расти и развиваться, а его пилоты-офицеры участвовали во всех без исключения военных конфликтах. Афганистан, Приднестровье, Ангола, Таджикистан, Сьерра-Леоне, Судан, Чад, Чечня и Югославия – вот полный послужной список лётчиков вяземского полка. К сожалению, не обошлось без потерь… Среди отличившихся – трое Героев РФ, погибших в чеченской войне; ещё двое отдали свои жизни в неспокойной азиатской республике, а одного не стало в далёкой Африке.
С недавних пор вертолётный полк не участвует в военных действиях – последний раз его офицеры участвовали в качестве миротворцев на Балканах.
На чём летают в Вязьме
«Ми-24» (по классификации НАТО англ. Hind — Лань) — советский транспортно-боевой вертолёт разработки ОКБ М.Л. Миля. Стал первым советским и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол» (ранее – РВПО).
Неофициальное название – «крокодил». Вертолёты ранних выпусков называли также «стакан» — из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с граненым стаканом.
«Ми-8» (В-8, изделие «80», по кодификации НАТО: Hip) – советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М.Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.
В 1991 г. начато производство новой гражданской транспортной модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171Е), а в конце 1990-х – военной транспортно-штурмовой модификации Ми-8АМТШ (Ми-171Ш).