В Сычевке лечат серийных убийц, маньяков и террористов
Впервые за всю историю ее существования в Смоленской психиатрической больнице специального типа (ПБСТ) с интенсивным наблюдением, дислоцированной в Сычевке и считавшейся полусекретным учреждением, побывала группа журналистов.
Общаясь с пациентами психиатрической больницы, трудно поверить, что руки многих из них в буквальном смысле по локти в крови. Хотя они производят впечатление вполне милых и безобидных людей, на самом деле в их послужных списках не одно жестокое убийство. Один из этих «затейников» специализировался на изготовлении и продаже сувениров из черепов своих расчлененных жертв.
С этими больными, которых юристы стараются преступниками не называть, работают обычные граждане провинциального городка Сычевки, в котором расположено крупнейшее в России специализированное медицинское учреждение по излечению психических расстройств у серийных убийц, маньяков, насильников и обыкновенных воров. Работают без охраны - ежедневно встречаясь один на один с современными «раскольниковыми». А порой и становятся жертвами своих больных.
Во всей матушке России семь таких лечебных заведений. Самая крупная ПБСТ, на 1020 больных, специализирующаяся на излечении женщин, находится в Казани. За ней следует Смоленская «психиатричка» на 1000 пациентов. Везут сюда спецконтингент из 15 регионов бескрайней России. Треть больных составляют москвичи и жители Московской области, смолян, как правило, немного - от 10 до 20 человек.
Лет десять назад в Смоленской больнице находилось около 500 пациентов, сегодня она заполнена едва ли не «под завязку».
Через три зимы, через три весны...
В России существует четыре вида принудительного лечения: с интенсивным наблюдением, как в Сычевке, специализированное, общего типа и амбулаторное. Средний срок пребывания больных в Сычевке - 1000 дней.
После курса лечения в течение 4 лет больных-убийц уже без охраны, в сопровождении лишь сотрудников больницы, везут в медучреждения по месту жительства, в отделения специального типа. Смолян - в Гедеоновку. Потом их распределяют по общим отделениям, откуда им открыта дорога домой: при необходимости больные долечиваются амбулаторно.
Работа с риском для жизни
одержащегося здесь спецконтингента, входить на территорию, огороженную колючей проволокой, мягко говоря, не хочется. Но надо, сотрудникам больницы - ежедневно. По словам главврача больницы Геннадия Бабина, если бы для персонала больницы строили жилье, проблем с кадрами не было бы.
- Получая мизерные деньги, ежедневно рискуя головой, сюда приходят либо те, кому негде работать, либо лица, склонные к асоциальным поступкам. Мы их отсеиваем. Работу санитаров стимулируем, и они получают около 6 тысяч рублей.
Чрезвычайные ситуации в ПБСТ происходили всегда. В советское время, например, больной нанес женщине-врачу 12 ножевых ран. Ее удалось спасти. Весной 2007 года, о чем сообщал «РП», больной, вызвав по телефону только что устроившуюся на работу сестру-хозяйку к бывшему производственному помещению больницы, убил ее, расчленил тело, пробил бетонный пол и зарыл ее. Преступника вычислили, провели следствие и отдали под суд. Недавно решением суда он снова признан невменяемым. Вновь может оказаться в Сычевке.
В ноябре этого года больной одного из отделений захватил в заложницы работницу буфета и потребовал главврача. Пока руководитель учреждения прибыл на место, преступник заколотил дверь гвоздями и принялся избивать женщину молотком. Ее чудом успели спасти, а главный «герой» вскоре умер от пневмонии.
Захват заложника произошел и в ПБСТ Санкт-Петербурга. Сейчас совершивший это преступление больной находится в Сычевке.
Люди, работающие в таких учреждениях, заслуживают уважения, потому что для работы здесь требуется настоящее мужество, причем каждый день.
Перспективы
По Федеральной программе развития психиатрии на реконструкцию Смоленской ПБСТ в 2008 - 2011 годах ожидается выделение свыше 500 миллионов рублей. Предусматриваются строительство канализации, реконструкция корпусов и производство других работ.
Укрощение строптивых
При СССР, когда спецбольницы находились в ведомстве МВД, территорию Смоленской ПБСТ в 13 га караулила рота охраны внутренних войск. Надзор внутри помещений и отделений осуществляла рота контролеров. Даже явный отморозок при виде человека в форме в редких случаях рискнет напасть на безоружного человека в белом халате. А на случай ЧП имелась и вооруженная резервная группа.
Еще пять лет назад, когда больница была уже «под крылом» Минздрава, численность отдела охраны достигала 190 человек. В 2004 году было решено сэкономить на охране - сократили до 80 сотрудников... Теперь в смену на охрану больницы выходят всего 10 человек... для внешней охраны этого спец-учреждения, внутрь помещений они входить не имеют права. Никакого надзора за преступниками со стороны силовых структур теперь нет. Однако больные менее опасными не стали.
Как сообщил помощник начальника УФСИН России по Смоленской области по правам человека Константин Тюрин, психбольница является медицинским учреждением и ее пациенты не осужденные, а больные. Поэтому логичнее, если за пациентами будут надзирать милиционеры или внутренние войска.
Но пока нет ни того, ни другого, и защита сотрудников больницы от агрессии пациентов происходит в основном с помощью укрощающих их пыл уколов и... соблюдения инструкций.
Сергей Черный умер от пневмонии
Журналистам показали одно из одиннадцати отделений спецбольницы на первом этаже. А всего несколько лет назад на втором этаже этого здания содержался известный смоленский маньяк Сергей Черный, на личном счету которого было девять убитых девушек. По рассказам сотрудников больницы, Черный вел себя вызывающе, а порой и агрессивно. От него и его родственников в адрес персонала постоянно поступали угрозы. Однако вскоре Сергей Черный умер от столь популярной здесь пневмонии. Впрочем, по словам Геннадия Бабина, смертность в больнице невелика - в год умирают всего 6 - 8 пациентов.
- Наше отделение укомплектовано кадрами более-менее сносно. Здесь находятся вич-инфицированные больные, а потому персоналу выплачивается повышенная зарплата, - рассказал заведующий отделением Александр Лагуткин.
Из 45 положенных по штату санитаров (в каждую смену по 10 человек) на дежурство выходят трое. И эта тройка должна водить опасных больных в баню, на ежедневные прогулки, в туалет, в столовую, на процедуры...
- Между тем здесь проходят лечение люди, совершившие жестокие убийства и другие тяжкие преступления, которые должны сидеть в тюрьмах под усиленной охраной, - продолжает зав. отделением.
И если учесть, что пациенты отделения не только шизофреники, но и носители вич-инфекции, то служба в отделении очень опасна и трудна. Кстати, убивший и расчленивший сестру-хозяйку больной - «воспитанник» именно этого отделения. Он был направлен на лечение в Сычевку после совершения изнасилования. Долечиваться его отправили в 5-ю московскую психиатрическую больницу, в так называемые «Белые столбы». Там он напал на сотрудницу и... вновь оказался в Сычевке. Теперь ему готовы предоставить койку в отделении и стол в столовой. Кстати, далеко не каждый человек на воле имеет возможность питаться четыре раза в день, как здесь. В ежедневном рационе больных мясо, рыба, сливочное масло, 200 г молока. В буфете они могут купить колбасу, консервы, овощи, фрукты, сладости. Почти каждый из них получает пенсию по инвалидности. При желании хоть каждый день они могут встречаться с родными. Например, мать одного из пациентов сняла в Сычевке квартиру и почти все время проводит с сыном. Ее отпрыск, в прошлом школьный медалист, получивший красный диплом МГУ, работал брокером по продаже нефти в Тюмени. Имел квартиру в Москве, дачу, личные автомобили. Но у молодого человека «поехала крыша», и он убил сначала жену, потом падчерицу, ранил дочь. Теперь лечится. Из 70 больных, находящихся в отделении, около 90 процентов совершили убийства. Для некоторых это уже не первая ходка в «психиатричку». Один из таких, москвич, убил шесть человек, причем без особой мотивации. Его жертвой стал и арестованный в камере СИЗО.
Пообщаться с журналистами согласился 22-летний Сергей. С виду здоровый парень, но, по его словам, с 14 лет находящийся под пристальным наблюдением психиатров. В Сычевку попал за кражу колец у собственной матери. По информации сотрудников больницы, парень употреблял наркотики.
Друг Сергея совершал ритуальные убийства, извлекая у своих жертв сердце и другие органы. Вскоре, после суда, ожидается прибытие и этого «хирурга» в Сычевку.
В течение года в ПБСТ здесь содержался чеченский террорист, принимавший участие в организации взрывов, захвате заложников в культурном центре «Норд-Ост». Такие вот серьезные больные находятся под бдительным оком беззащитных медработников.
Начальник отдела охраны подполковник Сергей Зюкин сообщил журналистам, что проблемы с подбором кадров по усилению охраны и наблюдения нет - в Сычевке есть настоящие мужчины - и отряд из 300 человек будет создан незамедлительно. Для этого нужно лишь решение на высшем правительственном уровне.
Историческая справка
До 1918 года на территории Смоленской ПБСТ размещались сначала тюремный замок, потом арестный дом, затем - промкомбинат. 27 августа 1956 года сюда поступили первые четыре пациента с заболеваниями, вызванными травмами головного мозга, полученными в результате боевых действий. Главной задачей медицинского персонала лечебного учреждения стало принудительное лечение и снижение общественной опасности таких больных, большинство из которых совершили сверхтяжкие преступления. Среди них были маньяки и убийцы, отправившие в мир иной от 7 до 13 жертв.
Справка «РП»
Каждый проведенный в больнице день для одного пациента в среднем обходится в 400 рублей. Суточный рацион (медикаменты плюс питание) составляет 60 рублей.
Одна инъекция самого дорогого препарата, применяемого для лечения, стоит более 6 тысяч рублей. Курс такого лечения обходится почти в 40 тысяч «целковых». Применяемые препараты в основном импортные. На приобретение медикаментов в 2007 году пошло 27 миллионов рублей. Больница укомплектована 635 сотрудниками при штатном расписании свыше 1800 человек. Из 92 врачей работают 25. Медсестер - около половины. Санитаров - четверть от требуемого количества. Отделения больницы располагаются в старых, приспособленных для этих целей зданиях. Летом в ПБСТ вода бывает только ночью. Фекалии с территории психбольницы вывозятся машинами.
Василий Ганжала.