Сегодня пятница, 1 ноября 2024 года.

Поиск  

Пример: masterpianino.ru   
12 августа 2012 года   |   www.smolgazeta.ru   |   Обсудить

Увидела свет уникальная книга об истории смоленской фотографии

Увидела свет уникальная книга об истории смоленской фотографии. Событие для региона без преувеличения важное – это первое исследование подобного рода. «Фотографы Смоленщины 1858-1918 гг. Творчество. Биографический справочник» написали известные в области люди: Юрий Балбышкин и Леонид Степченков. Историки, коллекционеры, краеведы, увлечённые люди.

В книге свыше тысячи иллюстраций, и ни одна не оставит равнодушным. Хочется вглядываться в лица смолян на фото, выполненных настоящими мастерами фотодела. Исследований данной тематики что во времена СССР, что сейчас в СНГ очень мало, а подобных альбомных изданий лет за 60-70 было не больше шести.

Люди и цифры

– Книга рассказывает о становлении и развитии фотодела на Смоленщине, – рассказывает Леонид Степченков. – С первого документально подтверждённого упоминания о деятельности фотографа Павла Щекотова в 1858 году по 1918-й.

За этот период на Смоленщине действовали 119 фотоателье, не менее 21 фотографа-любителя, не менее 7 профессиональных фотографов общероссийского масштаба. Основная часть книги посвящена биографиям фотографов и их творчеству.

– В процессе работы мы обращались не только к коллекционерам, но и к обычным смолянам, которые любезно предоставляли в наше пользование свои архивы. Спасибо им огромное, как и редактору книги Николаю Илькевичу, дизайнеру Лике Долидзе, – говорит Юрий Балбышкин.

10 лет работы

– В аннотации указано, что на создание книги ушло 10 лет, а на самом деле даже больше, – признаётся Леонид Леонидович. – 10 лет – это активный этап работы, а ему предшествовал этап коллекционирования.

Моя первая выставка дореволюционных открыток состоялась в 1998 году. До этого я собирал и изучал материал. Видовая открытка и фотография являются неотъемлемыми составляющими. Развитие фототехники позволило появиться открытке, многие фотографы выпускали почтовые карточки. И одновременно популярность открытки позволила появиться такому виду карточек, как фотография с открыточной оборотной стороной. Большая работа проведена по атрибутированию фотографий, вошедших в альбом.

Вот есть там снимок военного. Надо было звание указать, род войск, полк, награды. Здесь спасибо хочу сказать Олегу Бабарину, который хорошо знаком с военной тематикой и помог в подписях к большому числу фотографий.

– Познакомились мы с Леонидом Степченковым на основе общих интересов: коллекционировании открыток, старых фотографий, – рассказывает Юрий Алексеевич. – Это не первая наша совместная работа.

До этого сделали первый выпуск «Смоленских меморий», посвящённый некрологам и извещениям о смерти. Мы будем и дальше заниматься этой работой, которая приостановилась из-за выпуска альбома. А вообще, считаю и альбом, и «мемории» взаимодополняющими друг друга. Это всё посвящено малоизвестным, в большинстве случаев забытым людям, обывателям, т.е. нам с вами, конца XIX – начала XX веков. В создании фотоальбома мы преследовали две цели: дать представление о фотоделе той эпохи и показать портрет смолянина.

Большое количество иллюстраций позволяет увидеть облик людей, одежду того времени, причёски, представить взаимоотношения между людьми. И, конечно, фотографии сближают нас с предками, представителями разных сословий и классов – дворянами, купцами, священнослужителями, служащими, рабочими, крестьянами.

Автомобильные гонки в честь императора

– Рассказать об этой большой книге-альбоме трудно, – считает Леонид Леонидович, – но хочу обратить внимание на интереснейшие серии фотографий: смоленская община сестёр милосердия Красного Креста (1902 год); автомобильные гонки на приз императора Николая II 1910 года, проходившие через Рославль; альбомы «Смоленская вторая женская гимназия» (34 фото), «Смоленское Александровское реальное училище» (24 фото). Есть просто уникальные единичные фото: капитана II ранга, командира броненосца «Ослябь» Владимира Осиповича Бера, последнего смоленского городского головы Бориса Петровича Рачинского. А каков снимок, на котором изображён смоленский губернский архитектор Николай Иванович Червинский. Фото датировано 1864-1866 годами. Это первая известная работа смоленского фотохудожника Альфонса Леопольдовича Дельпаце, уникального мастера, единственного, который работал под надзором полиции за знакомство с лицами, принадлежащими к минской революционной организации. Я работал над книгой с особой любовью: мне нравятся фотопортреты смолян, казалось бы, далёкого от нас времени.

Прекрасные, интеллектуальные лица, нельзя не влюбиться в них, потому что выполнены фото настоящими мастерами, художниками.

КСТАТИ

Скоро выйдет фотоальбом, подготовленный Смоленской областной организацией Союза фотохудожников России «Антология смоленской фотографии». В нём рассказывается о возрождении и развитии фотодела с 60-х годов прошлого столетия до наших дней, когда профессия фотографа приобрела статус художника, а у фотографий появился автор.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей Смоленска

Читайте также

    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Архив

12 августа 2012

Строительная отрасль организована гораздо лучше других в экономике Смоленщины  747

«СГ» решила узнать, как продвигается дело с установкой памятника Анатолию Папанову  924

Центр Вязьмы украсил двухметровый лапоть  868

В Смоленск прибудут участники конного похода Москва–Париж  988

Это лето для смоленских дорожников и автомобилистов стало действительно провальным  944

• Увидела свет уникальная книга об истории смоленской фотографии  2197

Обманутые смоленские вкладчики до сих пор могут получить компенсации  2187

Ждать ли нам повторения урагана?  971



Top.Mail.Ru    Яндекс.Метрика

 

info@smolnews.ru

Информер

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)